Поделиться
— Как происходящие сегодня в стране и мире события отразились на вашем бизнесе?
— Из-за последних событий нам пришлось закрыть отель «Дон Кихот». Сейчас практически все компании прекратили отправлять людей в командировки. Деловые контакты сведены к минимуму, поездки аннулируются. Продажи номеров в отель мы не закрыли, но всех постояльцев селим в соседний отель «Эрмитаж», который выше рангом (Татьяна Нечепаева — совладелица ростовских отелей «Дон Кихот» и «Эрмитаж», прим. редакции). Для нас сейчас так проще с точки зрения экономии бюджета. В этом вижу спасение бизнеса, пока не определены меры поддержки отрасли.
— Насколько пострадал бизнес туроператора «Рейна-тур НТВ»?
— Операторы пострадали сильно. К тому же в начале кризиса не все направления были закрыты. В итоге люди стали требовать вернуть свой задаток. Это создало много проблемных моментов. Многие также захотели досрочно вернуться из поездок. Проблема в том, что операторами у нас не выработана единая стратегия, как вызволять граждан. Нет единого механизма возврата денег. Кто-то из операторов на депозиты складывает средства, покрывает потери за счет будущих туров. Другие операторы произвели аннуляцию без согласия агентов и клиентов. В общем, чтобы успокоить рынок, нужно выработать единый механизм. А то возвраты нечем оплачивать.
— Что, на ваш взгляд, ждет рынок в ближайшей перспективе?
— Рынок оказался не готов. Потери огромные, даже трудно подсчитать. Еще недавно все казалось безоблачным: до осени была хорошая глубина продаж. Поскольку сейчас все остановлено, мы думаем о том, что дальше. В любом случае, если у компании нет финансовой подушки, то ее, скорее всего, ожидает банкротство. Если кто-то имеет какие-то ресурсы, он выплывет. Говорят, что на операторский и гостиничный сегмент выделят какие-то средства поддержки. Пока что это не очевидно. Поэтому банкротств не избежать, но выживут только те, кто не работал в минус.
— Какие антикризисные меры предпринимаете?
— Мы оптимизируем расходы. Сейчас проводим онлайн-обучение для персонала.
Провели переговоры с персоналом, и пришли к общему мнению, сколько мы можем продержаться на своем ресурсе. Я как руководитель понимаю, что государство предоставляет отсрочки по кредитам. Поэтому наша позиция в этой ситуации – сохранить персонал и заработную плату. Мы перевели персонал на другой график работы и другие ставки. Отправили кого-то в отпуск, кто-то уходит без содержания. В любом случае, чтобы бизнес задышал, должны открыться рейсы. Наш бизнес одним из первых ощутил на себе кризис, выходить он будет из него одним из последних. Вижу, что и авиакомпании уже практически в стадии банкротства.
— Приходилось ли за время ведения бизнеса вам сталкиваться с подобной ситуацией? Насколько страшен сегодняшний кризис?
— Такой ситуации не припомню, хотя пережила много кризисов. Последние три-четыре года для туроператоров были сложными. Казалось, что преодолеть ситуацию нереально. Однако потом проходит время и ты понимаешь, что ситуация была во благо. Вообще кризис должен был произойти. Сейчас голова начинает искать выходы. Понимаю, что мы продержимся. Надо только набраться терпения.
— Считаете, что нынешняя ситуация послужит для многих уроком?
— Вообще считаю, что рынок очистится. Сейчас на нем много тех, кто работал под черным флагом, сидел в подворотне и обещал, бог знает что. То же самое и по отелям. Кто-то работал честно, платил зарплату, налоги, а кто-то этого не делал. Наверное, после этого кризиса рынок должен стать цивилизованнее. Считаю, что кризис этот должен изменить мозги и бизнесмена, и государства.
— Какие формы поддержки от государства, на ваш взгляд, нужны сегодня?
— Любые, на самом деле. У нас есть агентство по поддержке предпринимательства. Но много ли сейчас будет появляться новых бизнесов в текущих условиях? Поэтому предлагаю деньги на поддержку нового бизнеса пустить на поддержку существующего, но эффективного. Нам, например, нужна отмена налогов по зарплатам. Отсрочки не помогут. До конца года 100%. Должны быть реструктуризированы кредиты. Должны субсидироваться коммунальные платежи. Это одна из самых серьезных форм поддержки. Налоговые платежи тоже можно перенести на более дальний период.
— Как отреагировали на кризис ваши бизнес-партнеры? Например, арендодатели?
— Удивительно, но некоторые пошли навстречу и даже отменили арендную плату. Оказалось, что у нас много адекватных людей, которые понимают, что они зарабатывают, пока есть рынок. Они звонят со словами поддержки и говорят, что верят — мы переживем кризис. Для нас такое доверие — дополнительный стимул. Возможно, этот кризис изменит подходы к бизнес-партнерству и государства к бизнесу.