Закладка первого камня завода "АСВА", в центре - первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров, крайний справка - гендиректор ООО "АСВА" Виталий Литовка // Фото: "Эксперт Юг"
Поделиться
«Три-четыре года назад объема производства льна в Ростовской области и в России не хватило бы для загрузки такого производства, — говорит Дмитрий Лысенко, заместитель генерального директора ООО УК "Астон". — Мы проводили большую работу с сельхозпроизводителями для того, чтобы они увеличивали площади под лен. И ценовая конъюнктура последних лет тоже сделала эту культуру привлекательнее, культура считается высокодоходной. Но задача завода — оставлять в России добавленную стоимость от переработки льна, экспортировать не лен, а произведенное из него масло».
На закладку первого камня завода, к слову, приехали руководители сельхозпредприятий из Саратовской и Самарской областей. Новый завод создаст спрос на сырье не только Ростовской области.
Лен и льняное масло — ярко выраженный экспортный продукт. «Вся продукция действующей производственной площадки сегодня отправляется на экспорт, — рассказывает генеральный директор ООО «АСВА» Виталий Литовка. — Мы рассчитываем, что более 70 процентов продукции нового предприятия также будет ориентирована на экспорт. Но наша задача — развитие внутреннего рынка. Льняное масло потребляется лакокрасочной промышленностью, рыбохозяйствами, льняной жмых — свиноводческими предприятиями. Мы хотели бы продавать на внутреннем рынке 10-15 тыс. тонн продукции».
Поделиться
Виталий Литовка перед схемой будущего предприятия // Фото: "Эксперт Юг"А всего новое предприятие будет производить 53,5 тыс. тонн нерафинированного масла, около 4 тыс. — рафинированного, 90 тыс. тонн льняного жмыха.
Партнерство с бельгийцами важно еще и с точки зрения системы сбыта: бельгийская компания уже вписана в мировой рынок. Сегодня основные потребители льняного масла — Китай, Турция, страны Ближнего Востока. «Спроса достаточно и на рынках дружественных стран, — замечает Литовка, — но есть возможность поставлять льняное масло и на рынки Европы». Безусловно, без бельгийского партнера этих возможностей было бы меньше.
«Компания “Астон” втянула в проект отраслевого лидера — компанию Vandeputte — и вместе они создают лидерское предприятие, — заявил на открытии Игорь Бураков, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области. — В итоге область получит еще одну лидерскую позицию — в сфере производства льняного масла. Благодаря этому проекту развитие получит и Новоалександровский индустриальный парк. «АСВА» — это уже четвертый завод на территории парка. Проект предполагает проведение сюда железнодорожной ветки, появление которой значительно повысит привлекательность индустриального парка».
Как уточнил Литовка, протяженность железнодорожной ветки составит 2,8 километров, в нее будет инвестировать само предприятие. Ввод ветки в эксплуатацию планируется позднее запуска предприятия в целом. Планируется, что завод начнет производить продукцию в январе-феврале 2024 года — и к лету выйдет на проектную мощность.
В условиях санкция поставки импортного оборудования для предприятий и их замена на отечественные аналоги стали серьезной задачей. «Транспортное оборудование попало под санкции – пришлось заменить его на отечественное, — рассказывает Виталий Литовка. — Силоса планировались импортные, а будут – из Воронежа. Зерновая помпа должна была быть канадская, но их нам поставляют ростовские ребята». Но «сердце» производства — прессовое оборудование — все же импортное. С поставками оборудования применялись две схемы. Часть покупали не у европейских производителей, а у их поставщиков в дружественных странах, другая часть – покупалась напрямую у поставщиков турецкими структурами «Астона». Планируется, что основная часть оборудования приедет из Турции в начале августа.
Финансирование завода ведется из двух источников — частных вложений и кредита «Газпромбанка». Ставка по кредиту субсидируется по программе поддержки от Минсельхоза.