Ольга Наумова //Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Поделиться
О том, что Ольга Наумова уходит с поста генерального директора «Магнита», компания сообщила в пресс-релизе на сайте Центра раскрытия корпоративной информации. Причины – разногласия с советом директоров в видении стратегии развития бизнеса.
Ольга Наумова пришла в «Магнита» в мае 2018 года на должность исполнительного директора, а 22 июня прошлого года в компании объявили, что она становится генеральным директором. До «Магнита» она пять лет была генеральным директором «Пятерочки» — главного конкурента «Магнита» и ушла оттуда с похожей формулировкой, не согласившись «с ключевыми стратегическими принципами развития сети».
«Ольга пришла в «Магнит» в мае 2018 года возглавить процесс управления трансформацией компании и формирования ее лидерских позиций на российском рынке современной розничной торговли. Результаты ее профессионального вклада в «Магнит» послужат прочной основой для дальнейшего развития бизнеса. От имени совета директоров я выражаю Ольге искреннюю признательность за самоотверженный труд на благо компании в период беспрецедентных изменений и желаю ей всего самого лучшего в будущих начинаниях», – прокомментировал председатель совета директоров ПАО «Магнит» Чарльз Райн.
Новым генеральным директором «Магнита» стал Ян Дюннинг, пришедший в компанию в январе 2019 года на должность президента из питерской сети «Лента», которую из локального игрока он сделал крупной федеральной сетью: успехи «Ленты», которая в 2018 году стала третьей розничной сетью в России с выручкой в 413,5 млрд рублей, связывают именно с его управлением. Ян Дюннинг возглавлял «Ленту» 10 лет. Функции Яна Дюннинга и Ольги Наумовой дублировались, и в «Магните» установилось своеобразное «двоевластие».
Ольга Наумова пришла в «Магнит» в период резкого падения акций и доверия рынка к сети, она же в сентябре 2018 года представляла новую стратегию «Магнита» до 2023 года акционерам. Основные тезисы стратегии – редизайн магазинов, отказ от строительства новых гипермаркетов, развитие сети «Магнит косметик» и аптечной сети. Тогда «Эксперт Юг» сообщал, что рынок отреагировал на новую стратегию падением цен на акции «Магнита», которые впервые с 2012 года стоили ниже четырех тысяч рублей. Акционеры сочли стратегию слишком абстрактной. «Инвесторам по большому счету непонятны среднесрочные цели, шаги, которые будут приниматься сейчас для исправления той ситуации, в которой находятся магазины «Магнита», — комментировал тогда «Эксперту Юг» директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко (миноритарный акционер «Магнита»).
По итогам 2018 году выручка «Магнита» выросла на 8,2%, до 1,2 трлн рублей. А главный конкурент «Магнита» – ритейлер X5 Retail Group, управляющий сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», за прошлый год вырос на 18,5%, увеличив выручку до 1,53 трлн рублей.
После прихода в «Магнит» Яна Дюннинга было понятно, что кто-то из двух топ-менеджеров уйдет, потому что два управленца такого уровня в одной компании вряд ли ужились бы, отмечает президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. По его словам, слухи об уходе Наумовой начали распространяться с января, как только Дюннинга назначили президентом.
Уход Ольги Наумовой из «Магнита» предсказуем, согласен директор аналитического агентства INFOline Иван Федяков. Во-первых, потому что фактически в компании работали два генеральных директора – функции Дюннинга и Наумовой дублировались. Во-вторых, с именем Ольги Наумовой связывают новую стратегию «Магнита», хотя фактически ее разработка началась еще до ее прихода в компанию. «И эта стратегия предполагает инерционный сценарий развития «Магнита», что на фоне кризиса в компании не устраивает акционеров, – говорит Иван Федяков. – Более того, приход Дюннинга в команду «Магнита» мог быть спровоцирован именно презентацией стратегии, которая не устроила акционеров. Стратегия предполагала стандартные решения и инерционную модель развития без радикальных изменений, при этом в компании был кризис, и необходимо было ставить более амбициозные цели: в условиях высококонкурентного рынка должны быть четкие и понятные конкурентные преимущества. Нужно было понимать, чем «Магнит» ответит на успех X5, на объединение сетей «Красное и белое» и «Дикси», на развитие «Ленты», которая вышла на третье место в российском ритейле. Ряд ключевых элементов были упущены – не было ясного понимания развития электронной торговли, развития собственной торговой марки, тогда как магазинам нужно расти «вглубь» и собственная торговая марка может стать преимуществом, особенно у «Магнита», у которого достаточно большой объем собственного производства».
По словам аналитика, оценивать результаты работы Ольги Наумовой сложно, потому что она проработала всего год, и принятые решения в силу масштаба бизнеса и инерции этой системы не могли продемонстрировать отдачу в такой короткий промежуток времени. По его словам, Ольга Наумова привела в «Магнит» команду специалистов, которые сохранили развитие компании. Как предположил Иван Федяков, Ян Дюннинг, скорее всего, не будет целенаправленно менять старую команду: в «Ленте» он последовательно и неагрессивно формировал новую стратегию компании, не разрушая основы, заложенные до него.
Напомним, в феврале 2018 года ВТБ купил у основателя «Магнита» Сергея Галицкого 29,1% акций компании за 138 млрд рублей. В мае 2018 года ВТБ продал 11,82% акций «Магнита» компании Marathon Group Александра Винокурова.