— Бесарион Чохоевич, а можно уже подвести первые итоги жизни при коронавирусе? Юбилейные мероприятия наверняка пришлось отменять.
— На самом деле коронавирус изменил всё. Конечно, те праздничные мероприятия, которые мы планировали, пришлось отменять. Хотя мы их обязательно проведём. Но в новой ситуации команда университета ещё больше сплотилась, потому что перестроить учебный процесс, перейти на дистанционное проведение занятий — нелёгкая задача. Сейчас идёт подготовка к защитам, в этом году мы должны выпустить более девяти тысяч человек. Это ситуация, в которой нужен командный подход. На этом фоне наш праздник ушёл на второй план. Многие сотрудники и преподаватели сегодня выполняют свои обязанности, находясь дома. Но я сам не пропустил ни одного дня, потому что работы не стало меньше.
В первое время я не понимал людей, которые говорили, что после того, как коронавирус уйдёт, изменится система ценностей. Но теперь я вижу, что люди перестраиваются, это касается не только университета. Наверное, и мир будет другим.
«Те, кто вчера жаловался, сегодня поняли, какое это счастье — ходить на работу»
— Какие изменения в системе ценностей вы имеете в виду?
— На международном уровне стало понятно, что решать проблемы в одиночку очень трудно. Нужно объединяться вокруг общих угроз. Думаю, что поменяется отношение к этому и людей, и стран. На примере вуза: отдельно взятая кафедра сегодня не может справиться с тем, что нужно делать при дистанционном образовании. Раньше преподаватель приходил в вуз и отправлялся в аудиторию. Сегодня для того, чтобы провести занятие, должна работать вся университетская система. Должна работать связь, программы должны быть выложены и утверждены — появляется много межкафедральных, межфакультетских, межвузовских взаимоотношений. И я думаю, что это станет нормой. Какие-то темы, модули могут закрываться с помощью лучших наработок других вузов. Многие новые проблемы могут решаться за счёт коллективного подхода. И на международном уровне в период борьбы с коронавирусом совершенно изменилась риторика.
Мы в апреле дистанционно провели учёный совет — и из 180 членов совета приняли участие 159 — великолепный показатель. А те, кто не принял участие, переживали, что не смогли подключиться. Это говорит о том, что людям сегодня небезразлично их дело. Преподаватели меня просят: дайте разрешение, чтобы я ходил на работу. А я в ответ шучу: послушайте, пока не было этой пандемии, я целую систему создал, чтобы проверять, ходите вы на работу или нет, а теперь оказывается, что вы готовы вообще не уходить с работы, лишь бы вам дали возможность на неё ходить. Что это, как не изменение ценностей? Те, кто вчера думал о том, как уменьшить объём аудиторных занятий, сегодня поняли, какое это счастье — ходить на работу, вести занятия очно. Это дорогого стоит. К тому же люди, которые сегодня оказались дома, начали общаться, дети наконец увидели родителей. Коронавирус — это испытание, но и подарок, повод подумать обо всём, что нас окружает. Каждому сегодня дана такая возможность.
— От ряда работодателей мы слышим: зачем нам содержать такие офисы, если люди могут работать дома…
— Мы не должны стремиться к тому, чтобы оставить людей дома. Мы обязательно оставим дистанционные возможности для отдельных категорий студентов — например, заочников или для тех, кто имеет ограничения по здоровью. Но практические и лабораторные занятия — это касается физики, химии, теоретической механики и так далее — невозможно проводить дистанционно. Литейное производство, обработка металлов давлением, сварка — как этому обучать дистанционно? Мы всё-таки технический вуз. У нас 80 процентов учащихся — на технических направлениях. Конечно, мы можем дать дистанционно лекционный материал. Но личное общение нельзя исключить полностью. Поэтому я с нетерпением жду того момента, когда мы снова откроем двери, и аудитории наполнятся шумом студентов. Я уверен, что они будут встречать своих преподавателей и деканов аплодисментами, потому что будут рады вернуться в аудиторию. Стены университета воспитывают студента, приучают себя вести не так, как на улице, — потому что это другой мир. Коронавирус с божьей помощью должен отступить, а мы — вернуться в аудитории.
«Выпускники должны расходиться, как горячие пирожки»
— Уже два года в ДГТУ работает попечительский совет. Что это дало вузу? Какие новые задачи обозначились в этот период в сфере взаимодействия с работодателями?
— Мы ни на один день не прекращали контакта с работодателями и партнёрами, потому что многие заводы продолжают работать, хотя и в сокращённом режиме. Мы для наших работодателей обновили учебные планы по магистерской подготовке. Мы буквально согласовывали с ними учебные планы. Я думаю, в согласовании учебных программ с работодателями — перспектива эффективной подготовки кадров. Потому что они определяют ключевые компетенции специалиста, которого мы выпускаем.
В наш попечительский совет входят руководители, на чьих предприятиях работают более 40 тысяч сотрудников. Председателем является один из сильнейших управленцев региона — Иван Игнатьевич Саввиди. Мнение руководителей такого уровня для меня очень важно. Я очень ценю возможность один-два раза в год выступить перед ними и рассказать о перспективах развития университета. Опытные руководители готовы мгновенно переварить эту информацию и дать ценные рекомендации. Для меня эти рекомендации — руководство к действию.
— А какого рода рекомендации сейчас дают работодатели?
— Во-первых, мы слышим, какие новые направления подготовки будут востребованы, что они сами собираются делать. Крупные предприятия присылают свои предложения. В ближайшее время мы расскажем об открытии новых направлений подготовки — это были как раз рекомендации, полученные на попечительском совете. Например, ремонт в судостроительной сфере, «умное» сельское хозяйство — мы уже испытываем новый комбайн «Ростсельмаша» на своём полигоне. То есть мы слышим информацию о темах, в которые мы должны включиться, — и включаемся. Или нам говорят: вы готовите по направлению «Машиностроение» специалистов по обработке металлов давлением, а нам нужны такие специалисты в сфере производства товаров народного потребления. Я приглашаю проректора по учебной работе — и мы вносим корректировки. Конечно, все пожелания выполнить невозможно. Есть объективные ограничения: даже если мы очень захотим открыть востребованное направление, мы не сможем это сделать, пока не подберём соответствующих специалистов, которых надо либо вырастить, либо найти и пригласить.
— А вы сами к чему сегодня стремитесь призвать работодателей?
— То, что мы стараемся донести до работодателей сегодня, — это продвижение и финансирование науки, поддержка учёных, трудоустройство выпускников. Очевидно главное — работодателям будут нужны молодые специалисты, наши выпускники. Они должны расходиться, как горячие пирожки. Потому что новые выпускники лучше адаптированы к потребностям работодателей. От предприятий нам нужно прежде всего общение и личное участие в формировании учебных планов, подготовке дипломных проектов — нужны реальные задания. На каждом предприятии, в идеале, должны быть ответственные за взаимодействие с вузами. При этом мы понимаем, что мы все сегодня проходим сложный в финансовом отношении период. Я сам подписал уже несколько приказов, которые отменяли предыдущие планы для концентрации финансовых потоков на поддержании заработной платы, коммунальных платежей, налогов, стипендиального фонда, материальной помощи тем, кто оказался в сложной экономической ситуации. Конечно, сегодня заказы от предприятий на проведение научно-исследовательских работ или подготовку специалистов были бы для нас особенно важны.
«Сегодня войны нет, но переживаний не меньше»
— Какие наиболее значимые изменения в содержании профессий вы видите?
— В любую профессию сегодня встраиваются информационные технологии — чем бы человек ни занимался. Эта составляющая уже сегодня проникает в наши учебные программы. Мы не можем выпускать машиностроителя, который не умеет работать с программным обеспечением станков. Современные станки по сложности — как самолёт. Мы сейчас, к примеру, обучаем на немецких, японских пятикоординатных станках. И я думаю, что нам ещё нужно будет добавлять в направления подготовки эту тему. Мы по набору в этом году видим увеличение количества бюджетных мест по этому направлению.
Ещё мы не исключаем дальнейшей гуманизации технического образования. Это означает, что в учебных программах должны присутствовать психология, педагогика, где-то даже теология. Человек, получающий техническое образование, должен понимать, что происходит в духовной сфере. Железо само по себе ничего не даст, нам нужно поддерживать нормы человеческих отношений.
— Если вернуться к юбилею… Последний период ДГТУ провёл в статусе опорного вуза. А какие ещё этапы развития столь же отчётливо выделяются в истории университета?
— Прежде всего, я бы сравнил 1943 и 2020 годы. Сорок третий — это год, когда после временной эвакуации в Ташкент учебный процесс в университете нужно было начинать заново. Тогда на время оккупации Ростова-на-Дону учебный процесс прервался. Сегодня войны нет, но переживаний не меньше, потому что люди боятся заразиться. Второе — хочу напомнить, что наш вуз стал университетом, то есть получил то наименование, которое носит сегодня, в 1992 году. До этого это был Ростовский институт сельхозмашиностроения. И третье — четыре года назад университет стал опорным вузом. И мы оправдали это звание, мы набрали высокий рейтинг по многим направлениям в научном плане и в сфере подготовки кадров. За это время создано много новых лабораторий с оборудованием, которое позволяет выигрывать самые престижные конкурсы, получать гранты на проведение работ. Это новый уровень развития нашего вуза.
Конечно, девяностолетие — это праздник всего нашего коллектива. У нас есть преподаватели, которые работают в вузе 50-60 лет, — можете себе представить, насколько важна эта дата для них. Так что мы обязательно ещё отпразднуем, как только опасность вируса отступит. Надеюсь, что праздник станет началом нового этапа в развитии вуза — это будет повод наметить план нашего развития на ближайшие пять и десять лет.