Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров демонстрирует схему дорог региона//Фото: partygorsk.com.
Новая трасса, о которой, как писал ранее «Эксперт Юг», 9 декабря во время пресс-конференции говорил губернатор Ставрополья Владимиров Владимиров, включена в транспортную стратегию на 2027 год и программу развития регионов Северо-Кавказского федерального округа до 2030 года. Стоимость проекта ранее оценивалась в 91-97 млрд рублей.
Транскавказский туристический маршрут «Кавказская рокада» – система автодорог, объединяющая в единую сеть туристические маршруты Северного Кавказа. Инициативный проект 2008-го года //Фото: urgc.info.
«Речь о большом переходе, двух тоннелях, соединении трассы из Кисловодска с Красной Поляной. Мы хотим добиться решения этого вопроса, но пока не начнется проектирование, выделение земель, я не могу сказать, что вопрос на 100 процентов решился, — признался глава Ставропольского края. — Известно, что дорога заходит в биосферный заповедник, а сегодня все, что связано с затрагиванием особо охраняемых природных территорий (ООПТ), сложно решается. Нужна экологическая экспертиза».
Развитие территорий Северного Кавказа — одна и главных целей строительства трассы
«Проект строительства трассы, которая свяжет Кавказские Минеральные Воды и Черноморское побережье, обладает мощным потенциалом, — уверен управляющий директора консорциума «Леонтьевский центр — AV Group» (LC-AV) Алексей Крыловский. По его словам, она будет способствовать развитию территорий, по которым пройдет. В частности, это относится к Мостовскому району Краснодарского края, территории республик Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии.«Говоря о целесообразности такого проекта, можно вспомнить кейс Израиля, где за один день, благодаря грамотной логистике, можно посетить самые разные туристические точки», — напоминает Алексей Крыловский.
Эту точку зрения отчасти разделяет и социолог, заместитель председателя заместитель председателя Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Ольга Малахова.
«Одна из главных проблем страны — это дороги. С точки зрения коммуникаций нам их остро не хватает», — отмечает собеседница.
Г-жа Малахова отметила, что реализацией проекта нужно заниматься так, чтобы не нарушить систему Кавказского биосферного заповедника. «Уверена, способы и технологии в современном мире есть. Главное — доверить дело профессионалам», — резюмировала эксперт.
С ней согласен и директор «Центра прикладной политологии и социологии» Геннадий Подлесный, который отметил, что власти нужно будет сделать непростой выбор между бизнес-проектом и экологией.
Альтернативой предлагаемому пути может стать дорога из Черниговской в Дагомыс//Фото: rbk.ru.
«Если проект будет представлен именно в правительственном варианте, то ядро Кавказского заповедника будет разрушено, — отметил экс-директор Кавказского биосферного заповедника Валерий Бриних. — Это целостная экосистема, а дорога пройдет по самым заповедным местам. Никаких современных способов невмешательства в природу нет. Есть другие проекты этой дороги, которые огибают заповедник — они даже предпочтительнее. Например, можно проложить дорогу в западной части заповедника и соединить ее со строящейся сейчас трассой Черниговская — Дагомыс».
Эколог уверен, что при возможном строительстве дороги через Кавказский биосферный заповедник не возникнет тех же проблем, что и на Шаумянском перевале, где в начале 2000-х гг. из-за недостатка финансирования и сложно горного рельефа законсервировали строительство тоннеля.
Шаумянский тоннель останется в истории Краснодарского края как один из самых дорогих недостроев//Фото: wikimapia.org.
«Мы считаем, что это (строительство дороги) означает поэтапное разрушение экосистемы Кавказского биосферного заповедника, — считает эколог, руководитель Краснодарского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Зеленая лига» Евгений Витишко. — Заповедные земли — это самые охраняемые территории. О чем вообще говорить, когда мы не можем достроить дорогу Майкоп — Туапсе? Как рассуждать о реализации более серьезных проектов, в еще более охраняемой зоне?».
Собеседник заверил, что экологи выступят против строительства дороги единым фронтом. Среди «зеленых» вопрос охраны ООПТ никогда не вызывает разногласий.
Дорога уничтожит объект всемирного наследия, уверены экологи//Фото: Яндекс.Картинки.
«В свое время мы пытались обжаловать строительство дороги Черниговская — Дагомыс. И сейчас вынуждены наблюдать за тем, как безобразно этот проект реализуется. А здесь речь идет даже не о региональном или федеральном , а о мировом наследии под охраной ЮНЕСКО», — добавил Евгений Витишко.
Ранее «Эксперт Юг» подробно рассказывал о другом масштабном проекте — горнолыжном курорте «Лагонаки», инвестором которого выступает ОАО «Красная Поляна». Взгляды на этот проект у экологов разделились.