// Фото с сайта https://newsroom.su/
С начала 2020 года экспорт Ростовской области упал на 19%. При этом есть рост по отдельным направлениям. Экспортеры настроены оптимистично, пробуют себя в новых нишах и верят в усиление господдержки.
В период трансформаций, которые переживает сейчас мировая и российская экономика на этапе борьбы с коронавирусом, для предприятий-экспортеров возникают и новые угрозы, и новые возможности. С одной стороны, именно экспортеры оказались в выигрыше от ослабления российской валюты, с другой — кризисные явления коснулись игроков по всему миру. Диагностике текущего состояния внешних рынков и поиску возможностей для развития в непростых условиях была посвящена онлайн-конференция аналитического центра «Эксперт ЮГ» «Экспорт в МСП: новая реальность».
Минус по станкам и металлам, плюс по кормам и маслам
«Пандемия оказала влияние на снижение мировой торговли, что отразилось на экспортной деятельности нашего региона, — полагает Елена Федотова, начальник управления международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности минэкономразвития Ростовской области. — Так, по оперативным данным Южного таможенного управления (ЮТУ), в первом квартале 2020 года (донской) экспорт сократился на 19%, по сравнению с прошлогодними январем-мартом. Снижение затронуло такие товарные группы, как минеральные продукты, металлы и изделия из них, машины и оборудование, транспортные средства. В стоимостном выражении объемы экспорта продовольственных товаров и сельхозсырья для их производства выросли на 1,5%. В мире отмечается рост спроса на зерновые, корма, растительные масла. Наши экспортеры учитывают это».
По словам Юлии Зуйковой, руководителя направления ВЭД «Альфа-Банка» (крупнейший частный банк РФ), данные ЮТУ за январь-март 2020 года показывают падение внешнего товарооборота в стоимостном выражении более чем на 1 млрд долларов.
Руководитель направления ВЭД «Альфа-Банка» Юлия Зуйкова. // Фото пресс-службы банка
«6,3 млрд долларов в первом квартале 2019 года против 5,2 млрд сейчас, — уточнила в ходе онлайн-конференции г-жа Зуйкова. — Анализ этих цифр показывает, что более половины из 5,2 млрд долларов — 3,3 млрд — приходится на экспорт. Основные позиции здесь занимают сельхозсырье и продукты его переработки. И по ряду позиций мы видим положительную динамику. Так, продукция АПК показала прирост в 170 млн долларов, химической промышленности — в 18 млн долларов, экспорт текстиля вырос на 3,6 млн долларов, изделий из кожи и меха — на 2,1 млн долларов. А миллиард, который мы потеряли, это — «вклад» топливно-энергетической сферы, которая переживает объективные трудности. Наверное, впервые за всю историю нефтяная отрасль терпит колоссальные убытки по всему миру. И то, что даже в условиях пандемии, нового кризиса несырьевой экспорт показывает рост — хороший тренд».
По мнению Акима Талибова, вице-президента ГК «Астра Альянс» (в ее структуру входит фирма-экспортер — ООО «Агро Зерно Юг»), экспорт сельхозпродукции можно поделить на четыре блока. «Первый — экспорт зерновых культур, второй — экспорт продуктов переработки зерна, третий — экспорт масличных, четвертый — экспорт бобовых культур, — перечисляет эксперт. — По зерновым ситуация известная: в начале 2020 года была определена квота на вывоз, которая к началу мая выбрана. А это значит, что до июля-2020 зерно из России вывозиться не будет. Сейчас из-за этого есть определенный простой перевалочных мощностей, вся экспортно-ориентированная логистика находится в режиме остановки. По продуктам переработки зерна и по бобовым все работает, но есть своя специфика — очень высокая волатильность. По нашим наблюдениям, когда только начинался кризис, спрос на такую продукцию был высоким. Затем к концу апреля мы увидели резкий провал. Причины две: наполненные склады и падение объемов потребления. Цены на целый ряд продуктов переработки зерна, в том числе и кормов, упали. Например, в Турции правительство надавило на производителей мяса, чтобы они не поднимали цены. Соответственно, производители комбикормов тоже не могли уже работать на высоких ценах. Наконец, по масличным культурам еще до коронавируса в России были введены ограничения на экспорт подсолнечника (надо было обеспечить сырьем перерабатывающие мощности внутри страны), но зато подсолнечное масло хорошо выросло — стало поставляться во многие страны».
Экспортеры пробуют новые ниши
Аким Талибов добавил, что актуальные данные Международного валютного фонда позволяют оценить в каких странах и как именно чувствуют себя потенциальные потребители продукции из России, а также местные конкуренты российских компаний. «По этим цифрам видно, в каких отраслях проседание, где пробелы, которые можно восполнить за счет поставок товаров из России», — объясняет экспортер.
Игорь Бирзула, член экспортного Совета при губернаторе Ростовской области и гендиректор ООО УК «Бирс». // Фото из архива АЦ "Эксперт ЮГ"
«Из-за пандемии наш экспорт упал примерно на 50%, — признался Игорь Бирзула, член экспортного Совета при губернаторе Ростовской области и гендиректор ООО УК "Бирс" (производит подвесные системы для потолков офисных помещений, навесные вентилируемые фасады, легкие строительные профили). — До кризиса свою продукцию мы экспортировали в основном в такие страны ближнего зарубежья, как Белоруссия, Казахстан, Армения, Азербайджан. Однако в период ограничений наши зарубежные заказчики не могли приобретать и использовать эти материалы (для проведения строительных и ремонтных работ). С другой стороны, мы понимаем, что кризис не только создает проблемы, но и открывает новые возможности. Видим, насколько хорошо развиваются сейчас медицинские направления, агробизнес, и понимаем, что надо искать новые направления для развития. Так, мы поняли, что сейчас растет спрос на потолочные системы с антибактериальным покрытием, для чистых помещений (поликлиник, детсадов и т. д.). Готовимся к выпуску такой продукции. Рассчитываем, что она будет иметь спрос в России и СНГ».
Еще один пример привела Евгения Гавриленко, директор АНО «Центр поддержки экспорта» Ростовской области: «В апреле компания "БВН Инжиниринг" (производитель утепленной одежды из Новочеркасска) стала шить еще и защитные маски. Компании меняются, перестраивают свою работу. Кто успевает это делать, тот в выигрыше, а кто не успевает — тот не успевает».
Проактивная позиция игроков и господдержка
Руководитель ростовского представительства Российского экспортного центра Александр Санеев сообщил, что на базе РЭЦ действует антикризисный штаб, который получил большое количество обращений от компаний.
Глава ростовского представительства Российского экспортного центра Александр Санеев. // Фото из архива спикера
«Основная проблема, которая звучала в марте-апреле (2020 года), была связана с вопросами закрытия границ, перемещениями через них товаров, грузов, физлиц, — заметил Санеев. — Второй блок вопросов был связан с различными форс-мажорными обстоятельствами, из-за которых срывались сроки исполнения контрактных обязательств. Эти риски покрывались за счет страхования экспортных контрактов. Кстати, сейчас большое количество компаний прибегают к такому инструментарию, как страхование. В структуре РЭЦ есть "ЭКСАР" — Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (создано в 2011 году и является первым экспортным кредитным агентством в истории РФ, — ред.), которое как раз и занимается вопросами защиты (экспортеров) от указанных рисков».
Александр Санеев добавил, что большая работа ведется в рамках господдержки донских экспортеров. «Самая распространенная форма — предоставление транспортной субсидии. Были произведены определенные изменения. Сейчас ожидаем подписание нового постановления правительства РФ по транспортной субсидии, на основании которого компании смогут получать ее не по принципу квалифицированного отбора (как сейчас), а по живой очереди экспортеров, претендующих на компенсацию транспортных расходов на экспортные товары. Кроме того, есть субсидии по линии Минсельхоза России, субсидия (затрат), связанных с вопросами патентования и защиты интеллектуальной собственности за рубежом. Мы ждем принятие новой формы субсидиарной поддержки для предприятий АПК, в части адаптации российской сельхозпродукции к требованиям зарубежных рынков. Это — существенная статья расходов для наших экспортеров. Надеемся, что такая форма господдержки заработает в ближайшее время».
Елена Федотова, начальник управления международного сотрудничества и ВЭД минэкономразвития Ростовской области. // Фото пресс-службы донского правительства
По мнению Елены Федотовой, в условиях спада мировой экономики донские экспортеры, представители малого и среднего бизнеса, стали искать оптимальные каналы сбыта продукции. «Компании смогли мобилизоваться, занять проактивную позицию, — отмечает эксперт. — Сейчас важно не столько нарастить экспорт сколько сохранить текущие объемы, обеспечить исполнение действующих контрактов. В настоящий момент, работа участников рынка и институтов поддержки направлена на полное обеспечение цифровизации экспортного пространства. Так, региональный Центр поддержки экспорта уже изменил формат проведения деловых встреч, бизнес-миссий для участников ВЭД в пользу онлайн-мероприятий».
Юлия Зуйкова, со своей стороны, напомнила, что у «Альфа-Банка», как универсального финансового института, «который умеет работать с разными отраслями и масштабами бизнеса», есть свой эффективный инструментарий работы с экспортерами. «Мы постоянно работаем над совершенствованием такого инструментария, в развитии не останавливаемся. Так, в момент ослабления национальной валюты оказались кстати наши возможности онлайн-конвертации по биржевому курсу и сервис автоматической конвертации по желаемому курсу. Мы сегодня обслуживаем внешнеэкономическую деятельность наших клиентов, работающих со 188 странами. Видим, что объемы операций наших участников ВЭД ежегодно растут. Это говорит о том, что все больше клиентов малого и среднего бизнеса доверяют нам для обслуживания свои внешнеэкономические контракты», — резюмирует г-жа Зуйкова.
Вице-президент группы компаний «Астра Альянс» Аким Талибов. // Фото с сайта https://www.youtube.com/
Аким Талибов согласился с тем, что институты поддержки экспортеров, в частности РЭЦ, оказывают хорошую поддержку: сейчас в информационном и деловом плане, ранее — в организации и сопровождении выставок. «РЭЦ всегда открыт и готов к коммуникациям, каждый из экспортеров может получить в центре необходимую поддержку, — подчеркивает Талибов. — Однако для того, чтобы экспортный потенциал компаний существенно повысился, государству необходимо ответить нам на несколько вопросов. Первый — достаточно ли у российских предприятий мощностей для резкого увеличения объемов выпуска продукции. Второй вопрос — какие трудности у иностранных конкурентов на их рынках, в каких просевших (за рубежом) сферах и направлениях могут развиваться отечественные производители и экспортеры. Третий вопрос — сохранился ли спрос на тех рынках, где российские экспортеры до пандемии успешно конкурировали со своими соперниками. И четвертый вопрос — функционирует ли в достаточной мере логистическая инфраструктура, необходимая для поставок продукции на внешние рынки. Коронавирус оказал существенное влияние на мировую экономику. Много пострадавших отраслей, одна из которых — грузоперевозки. Если ориентированные на экспорт компании получат четкие ответы на эти вопросы, то, на наш взгляд, РФ может получить хорошую динамику в экспорте даже в это сложное время».
За помощь в организации мероприятия «Эксперт ЮГ» благодарит партнеров: «Альфа-Банк», компанию «Манго Телеком», экспортную компанию «Агро Зерно Юг» (входит в ГК «Астра Альянс»).