Вопросы о строительстве трассы «Кисловодск — Сочи» задают губернатору Ставропольского края Владимиру Владимирову регулярно. Исключением не стала и последняя пресс-конференция главы региона, прошедшая в январе 2022 года. Губернатор рассказал, что стратегический проект имеет много сторонников в правительстве.
«Если мы не ослабим напор, а сегодня очень много сторонников этой дороги, и в правительстве РФ, и у нас, я уверен, что дорога будет, — цитирует Владимирова ГТРК “Ставрополье”. — Она поможет нам в дальнейшем развитии. И конкурировать никто ни с кем не будет, а просто будем помогать людям организовывать разнообразные виды отдыха».
В декабре 2021 года трассу «Кисловодск — Сочи» включили в транспортную стратегию региона.
«Речь о большом переходе, двух тоннелях […], — заявил губернатор. — Мы хотим добиться решения этого вопроса, но пока не начнётся проектирование, выделение земель, я не могу сказать, что вопрос на 100 процентов решился. Известно, что дорога заходит в биосферный заповедник […]. Нужна экологическая экспертиза».
Где и как пройдёт трасса «Кисловодск — Сочи»
Сегодня добираться из Кавминвод до Черноморского побережья можно либо через трассу М4, либо через горные дороги в Адыгее. В то же время, как сообщает Postanalitika, по прямой от аэропорта Минеральных Вод до Адлера — менее 300 км.
В перспективе маршрут трассы пройдёт через Ставрополье, Карачаево-Черкесию и восток Кубани. Специалисты предложили три возможных варианта трассировки: «Кисловодск — Карачаевск — Зеленчукская — Псемен — Красная Поляна»; «Пятигорск — Черкесск — Зеленчукская — Псемен — Красная Поляна», «Черкесск — Архыз — Красная Поляна».
Несколько лет назад властями Карачаево-Черкесской Республики был разработан ещё один вариант: «Кисловодск — Архыз — Лунная Поляна — Дукка — Пхия». Его протяжённость составит 273 км. Эта трассировка является одной из самых коротких, но в то же время самой сложной в реализации, так как дорогу предстоит прокладывать по сейсмически опасным горным участкам.
Наиболее оптимальный маршрут, разработанный минтрансом Ставрополья, составит 334 км. Для его прокладки понадобится построить 103 км дорог и реконструировать ещё 159 км. Также необходимо проложить два тоннеля протяжённостью 7,6 и 5,1 км, для исключения строительства серпантинов. По подсчётам специалистов, 68 % трассы пройдёт по территории Карачаево-Черкесии. Часть маршрута может быть проложена по территории Кавказского биосферного заповедника, что дополнительно осложняет реализацию проекта и вызывает опасения экологов.
Дорога, отнесённая ко второй технической категории, будет четырёхполосной. Срок реализации проекта оценивают в три года. Период окупаемости, по предварительной оценке, составит 12 лет.
Перспективы трассы «Кисловодск — Сочи»
Большинство экспертов положительно оценивают проект. Так, управляющий директор консорциума «Леонтьевский центр — AV Group» (LC-AV) Алексей Крыловский считает, что прокладка новой трассы будет стимулировать развитие территорий малых республик, по территории которых пройдет дорога. «В идеале трасса не только соединит две курортные зоны, но и будет стимулировать развитие территорий, по которым пройдёт, — подчеркнул Крыловский. — В частности, это относится к Мостовскому району Краснодарского края, территории Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии».
По словам генерального директора ООО «Мастер», руководителя Академии муниципального управления ЧОУ ВО «Южный университет (ИУБиП)», эксперта в сфере ГЧП Вячеслава Пышко, для строительства трассы «Кисловодск — Сочи» могут применить механизм государственно-частного партнёрства: «В таком формате у нас достаточно много строится сейчас и на Юге, и в Москве, и в Петербурге. Скорее всего, реализация будет проходить в рамках нацпроектов “Безопасные и качественные дороги” и “Туризм и индустрия гостеприимства”. Возможно, трасса станет платной, если найдётся инвестор, который заключит с властями регионов концессию. С помощью этой дороги удастся разгрузить трассу М4 “Дон”».
Вячеслав Пышко отмечает, что дорога обладает не только туристическом потенциалом. Маршрут можно будет использовать для логистических целей: «Если трассу построят, то на Северном Кавказе появится новый транспортный коридор “Восток — Запад”. Транспортные перевозки из стран Закавказья сейчас идут через Кисловодск, перевозчикам приходится делать большой круг, добираясь до трассы М4. Прямая дорога до Сочи позволит сократить этот маршрут и облегчить логистику между регионами».
Некоторые эксперты отмечают также и военно-стратегическое значение проекта. Трасса может стать третьим круглогодичным переходом через Большой Кавказ наряду с Военно-Грузинской дорогой и Транскавказской магистралью.
Проблемные точки проекта: дороговизна и экология
Против строительства трассы «Кисловодск — Сочи» готовы активно выступить экологи Краснодарского края, так как часть дороги может пройти по территории Кавказского биосферного заповедника.
«Если проект будет представлен именно в правительственном варианте, то ядро Кавказского заповедника будет разрушено, — предупреждает экс-директор Кавказского биосферного заповедника Валерий Бриних. — Это целостная экосистема, а дорога пройдёт по самым заповедным местам. Никаких современных способов невмешательства в природу нет. Есть другие проекты этой дороги, которые огибают заповедник — они даже предпочтительнее. Например, можно проложить дорогу в западной части заповедника и соединить её со строящейся сейчас трассой “Черниговская — Дагомыс”».
Валерия Бриниха поддерживает его коллега, эколог, руководитель Краснодарского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Зеленая лига» Евгений Витишко. По его словам, строительство дороги – настоящая угроза для заповедных земель.
«Мы считаем, что строительство дороги означает поэтапное разрушение экосистемы Кавказского биосферного заповедника, — говорит Витишко. — Заповедные земли — это самые охраняемые территории. О чём вообще говорить, когда мы не можем достроить дорогу “Майкоп — Туапсе”? Как рассуждать о реализации ещё более серьёзных проектов в ещё более охраняемой зоне?».
С осторожностью о проекте ранее высказывался губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. В 2017 году, когда его коллега Владимир Владимиров начал продвигать эту идею, глава Кубани заявил, что к такому проекту нужно подходить очень взвешенно: «Любое вмешательство в природу должно быть оправданным. И к реализации этой задумки, даже на уровне проектирования, нужно подходить более чем взвешенно. Природа наших регионов — уникальна. Мы должны не только зарабатывать на ней, но и сохранить для будущих поколений».
Другой проблемой может стать более высокая цена строительства. По предположениям Вячеслава Пышко, трасса «Кисловодск — Сочи» по затратам сопоставима с объездом Аксая (Ростовская область).
«Если сравнивать с обходом Аксая, стоимость которого при протяжённости в 45 километров составила 60 миллиардов рублей, то цифра в 90-97 миллиардов рублей выглядит заниженной, учитывая, что ландшафт гораздо сложнее. Поэтому можно предположить, что, когда в мае определятся с итоговой стоимостью, она окажется значительно выше» — резюмирует Вячеслав Пышко.