Святослав Вильк заявил, что экспорт остается одним из приоритетных направлений компании. Фото предоставлено экспертом
Поделиться
Так, в 2022 году рост объемов производства холдинга составил в районе 20% (до 155 млн единиц продукции). Выручка предприятия за прошлый год превысила 4 млрд рублей (2,54 млрд — годом ранее; динамика: 72%), а прибыль составила 381,86 млн рублей (180 млн — в 2022 году).
Параллельно с этим компания вновь взяла награду федерального конкурса «Экспортер года» в номинации «Экспортер года в сфере готового продовольствия (высокие переделы)» в категории крупный бизнес и номинации «Новая география».
Гендиректор группы ГК «Холдинг Аква» Святослав Вильк в интервью «Эксперту Юг» рассказал об уходе иностранных партнеров и поиске российских аналогов оборудования, о конкурентных преимуществах и сложностях в формировании ценовой политики.
— Как вы пережили подходящий к концу 2023 год? С какими вызовами пришлось столкнуться вашей компании?
— Для нас 2023 год стал непростым, а с операционной точки зрения, я бы сказал, сложным. Мы столкнулись как с новыми вызовами, так и с продолжающимися негативными тенденциями, которые сформировались в 2021-2022 годах. Из ключевого хочу отметить рост себестоимости готовой продукции. В 2022 году он составил практически 30%. Это связано, в первую очередь с удорожанием сырья и материалов, а также с ростом логистических ставок. И здесь наша задача — удержать цену на нашу продукцию для конечного потребителя, сохранив при этом ее качество.
Значительным фактором, оказавшим влияние на деятельность компании, также стал дефицит кадров, что потребовало принятие срочных мер, в том числе индексации опережающими темпами зарплаты производственно-логистического персонала и целого ряда других подразделений.
Еще один вызов, который повлиял на работу компании, — проблемы с экспортом готовой продукции. Причем здесь возникли проблемы разного характера: как с платежами и невозможностью принять их от клиентов в силу усложнившихся транзакционных путей, так и прямой запрет на импорт российской продукции, который ввели в ряде недружественных стран. Но в целом я хотел бы сказать, что благодаря работе нашей команды те планы, которые мы ставили на год, выполнены.
— Как уход иностранных партнеров сказался на работе холдинга? Удалось ли вам найти в России аналоги исчезнувшей зарубежной продукции?
— Важно отметить, что с 2019 года мы ведем планомерную работу по диверсификации цепочек поставки и поиску новых поставщиков с приоритетом на российских производителей и тех, кто имеет полный цикл производства в России. Поэтому в этом аспекте мы не испытываем особых сложностей. Тем не менее нам приходится решать новые задачи, которые направлены на устранение дефицита запчастей и комплектующих к основным производственным узлам наших линий.
Хочу напомнить, что в Российской Федерации львиную долю рынка занимают линии производства Италии, Германии и ряда других стран. И, к сожалению, отечественных аналогов им не существует. Появляются и новые поставщики — прежде всего китайские и турецкие. Но это не решает глобально тех проблем, с которыми мы сталкиваемся. Сложность заключается в том, что сроки поставки запчастей удлинились. Также на целый ряд комплектующих фактически введены санкции, из-за их двойного назначения. Невозможно избежать и дополнительных расходов из-за курсовой разницы.
Это все накладывает не только определенные ограничения на нашу деятельность, но, как я говорил, увеличивает себестоимость готовой продукции. К примеру, общие расходы на эту составляющую выросли практически в два раза год к году.
Стратегическим решением вопроса, конечно, является качественное импортозамещение. Надеемся, что отечественные производители обратят на это внимание и в скором времени обеспечат нас всем необходимым оборудованием, так как потребность рынка большая. Пока же мы проводим так называемый планово-предупредительный ремонт, создаем запас расходных материалов и комплектующих. Это позволяет сгладить те негативные пики, с которыми мы сталкиваемся.
— Куда вы сегодня экспортируете свою продукцию? Как изменился рынок сбыта за последний год?
— Экспорт продолжает оставаться одним из наших приоритетов. Недавно группа компаний «Холдинг Аква» вновь вошла в тройку лидеров федерального конкурса «Экспортер года». Хочу отметить, что в прошлом году мы стали первой водной компанией-лауреатом этой премии, а в этом улучшили свои позиции. Тем не менее, как я уже говорил выше, с точки зрения экспорта год был сложным. География продаж изменилась. Ряд стран выпал в силу известных ограничений, другие добавились. Традиционными лидерами экспорта для нас остаются Азербайджан, Монголия и Казахстан. Это те рынки, которые показывают неизменный рост, и где мы планируем дальше активно развиваться, в том числе расширяя наши представительства, формируя полноценные офисы. В целом нам удалось сохранить положительную динамику по темпам роста экспортного направления на уровне предыдущих лет как в денежном, так и в количественном выражениях.
— Насколько высока конкуренция в вашей отрасли? И какие ваши главные конкурентные преимущества?
— Если говорить о рынке бутилированной воды в России, то он характеризуется как высококонкурентный, представленный большим количеством игроков, преимущественно состоящих из российских производителей. Что, в моем понимании, хорошо, поскольку заставляет нас быть всегда собранными и внимательными к деталям.
Если говорить о нас и о нашем конкурентном преимуществе, мы как один из лидеров рынка и по темпам роста, и по его доле в денежном выражении, безусловно, отличаемся от своих конкурентов широкой продуктовой линейкой. В этом смысле мы – уникальная компания, наш портфель представлен сегодня как легендарными брендами «Ессентуки», «Нарзан» и «Архыз Vita», так и новыми продуктами.
В конце прошлого года мы запустили бренд «Горджи». И с уверенностью можем говорить, что старт был успешным. В этой связи мы и дальше будем сконцентрированы не только на развитии существующих брендов, но и на создании новых. Наш главный принцип: обеспечить потребителей, в первую очередь внутри страны, качественной полезной продукцией и внести свой вклад в оздоровление людей, формируя основы для их долголетия.
— Какую работу проводит «Холдинг Аква» для сохранения и защиты целебных источников Кавказских минеральных вод?
— Добросовестное недропользование — одно из основных направлений работы в рамках нашей ESG-стратегии. Поэтому в этом направлении мы всегда держим руку на пульсе и стараемся моментально реагировать даже в случае каких-либо минимальных сложностей.
Ежегодно мы инвестируем значительные средства в модернизацию нашей инфраструктуры, парка скважин, в автоматизацию. В 2022 году запустили пилотный проект по автоматизации одной из скважин. В 2023 году он завершился и был признан успешным. Теперь планируем расширить эту практику на все наши скважины. Компания также ведет активное строительство собственных минералопроводов. Все это делается не только для сохранения и улучшения качества выпускаемой продукции, но и для сохранения источников, нивелирования всех рисков, связанных с их эксплуатацией.
— Минеральная вода какого вашего бренда пользуется наибольшим спросом?
— Несмотря на то, что локомотивом наших продаж сегодня является бренд «Ессентуки», бренды «Нарзан» и «Архыз Vita» имеют не меньший, а может быть и больший потенциал для роста и развития. Важно понимать, что брендом «Ессентуки» мы занимаемся с 2017 года, с момента основания компании. Бренды «Архыз Vita» и «Нарзан» появились в нашем портфеле значительно позже, поэтому сейчас они только проходят так называемый этап становления, пересмотра стратегии развития и продвижения, инвестиционной модели. Уверен, что в ближайшем будущем тот потенциал, который в них заложен, будет нами раскрыт в полной мере. Сейчас мы довольны теми результатами, которые они показывают, как и нашим самым молодым брендом «Горджи», который всего за год существования уже очень полюбился потребителям.
— Возвращаясь к теме логистики. Какие трудности возникают сейчас в этом направлении? Как удается решать эти вопросы?
— Логистика — это основа основ для потребительского рынка. Особенно это актуально для рынка бутилированной воды. Основную проблематику я уже обозначал — кардинальный рост логистической ставки. Но это является следствием. Причина кроется, прежде всего, в дефиците транспорта и удорожании запчастей. Например, в части железнодорожных перевозок стало значительно меньше окон для отгрузок, что очень влияет на наши планы. Мы постоянно вынуждены пересматривать и заранее планировать все отгрузки и перемещения готовой продукции.
Поэтому мы прорабатываем целый ряд мер, в том числе формирование своего парка грузовых автомобилей, который частично помог бы компенсировать сложившийся дефицит, по крайней мере, по тем ключевым направлениям, к которым мы близко расположены — ЮФО, СКФО и ЦФО.
Также мы уделяем внимание дальнейшему развитию наших складов ответственного хранения. Я хочу напомнить, что в этом плане мы хорошо диверсифицированы и представлены по всей территории страны. Сейчас мы расширяем свои возможности за счет увеличения количества продукции на складах в регионах.
— Наверняка за годы работы вы сформировали своего рода «точки опоры», необходимые для полноценного развития компании. Вы можете их назвать?
— Из таких точек я бы хотел выделить, наверное, две, которые я считаю самыми главными. Первая – слаженная и эффективная работа нашей команды, которая на протяжении этих шести лет практически не меняется, а только прирастает. Команда – это ключ к успеху. Для нас важно создавать качественные продукты, которые будут иметь ценность в глазах потребителей, продукты, ориентированные на здоровый образ жизни. Когда команда делает свою работу искренне, с полной самоотдачей, это находит свое отражение не только в качестве продукта и финансовых результатах компании, но и в тех ощущениях, которые испытывают потребители при покупке и употреблении товаров.
И второе, без чего невозможно было бы первое, – это вера наших акционеров в нас, в наш проект, их готовность выделять значительные средства на реинвестирование и на развитие. Без такого подхода масштабное развитие, которое мы видим в «Холдинг Аква», было бы невозможно.