Гендиректор АО «ОЭЗ "Лотос"» Сергей Милушкин//Фото: ОЭЗ «Лотос»
Созданная в 2014 году особая экономическая зона (ОЭЗ) «Лотос» расположилась на участке площадью свыше тысячи гектаров в Астраханской области на берегу Волги. Сегодня эта территория превращена в динамично развивающийся промышленно-логистический кластер, где инвестору, который сможет вложить не менее 120 млн рублей в собственное производство, открыты все преимущества льготного налогового режима. Расположение ОЭЗ в прикаспийском регионе открывает доступ на международный рынок.
С этого года ОЭЗ «Лотос» объединили с новой портовой ОЭЗ, расположившейся в районе морского порта Оля (ударение на последний слог). В результате сформирован Каспийский кластер, который станет основной грузовой базой для международного транспортного коридора «Север–Юг», связывающего страны Северной и Западной Европы с Юго-Восточной Азией и Ближним Востоком. На выделенной территории уже создаётся необходимая инфраструктура, а также реализуются по-своему уникальные инвестпроекты. Сегодня «Лотос» — единственная промышленная ОЭЗ России в каспийском регионе, подчёркивает Сергей Милушкин.
— Зачем было необходимо создавать Каспийский кластер, объединять ОЭЗ «Лотос» с портовой зоной?
— Все ОЭЗ в России работают в рамках 116-го федерального закона, в котором они разделены на типы. Созданная в 2014 году в Астраханской области ОЭЗ «Лотос» относится к промышленно-производственному типу, а ОЭЗ в Лиманском районе — к портовому. У них разные характеристики по площади и расположению, объектам, которые там могут располагаться, и даже условиям налогообложения. Так, портовая ОЭЗ обязательно должна находиться вблизи участков, прилегающих к открытым для международного сообщения морским или речным портам, а также аэропортам. Поэтому создать в Астраханской области портовую ОЭЗ можно было только в районе морского порта Оля — это единственный порт, расположенный не в черте города, здесь есть куда расширяться. Объединение позволит эффективно развивать обе площадки с учётом уже имеющегося опыта АО «ОЭЗ “Лотос”» по привлечению резидентов, созданию инфраструктуры и взаимодействию с партнёрами из Азии и Европы. С учётом создания Каспийского кластера ОЭЗ «Лотос» становится вдвойне привлекательной для производителей, желающих выйти на новые рынки сбыта, пользуясь возможностями современной логистической инфраструктуры. Оба проекта смогут развиваться более эффективно, дополняя друг друга.
Судостроительный завод «Лотос»//Фото: ОЭЗ «Лотос»
Инвестиционный портфель «Лотоса»
— Сколько резидентов в ОЭЗ «Лотос» на начало 2021 года? Сколько из них появились в 2020 году?
— Резидентами ОЭЗ «Лотос» являются 16 компаний с общим объёмом заявленных инвестиций более 30 миллиардов рублей. В их числе компании из Ирана, Италии и других стран, которые реализуют проекты различных отраслей промышленности — производство полимеров, рыбных кормов, бытовой химии, судовых панелей и самих судов. Учитывая, что ОЭЗ «Лотос» функционирует пять лет, сейчас большая часть резидентов находится на стадии проектирования и строительства предприятий.
В 2020 году резидентами ОЭЗ «Лотос» стали две компании с проектами на общую сумму более 2,4 миллиарда рублей. Это, во-первых, АО «Технологии — 21 век» с проектом по производству инструментальных щеток и абразивных материалов. Инвестор — компания Ferragu Abrasivi — ведущий производитель инструментальных щеток в Италии. Второй резидент — ООО «Астраханский завод медицинских изделий» с проектом по производству одноразовых смотровых нитриловых перчаток. Инвестор реализует схожий инвестиционный проект в ОЭЗ «Тольятти» и готовит предприятие к запуску. В астраханской ОЭЗ планируется развернуть более масштабное и технически усовершенствованное производство, мощностью 432 миллионов пар перчаток в год.
— Какие инвестиционные проекты уже реализованы в ОЭЗ и как они дальше будут развиваться?
— Реализован основной этап проекта модернизации судостроительного завода «Лотос». Стоимость проекта – около 500 миллионов рублей. Его реализация позволила заводу почти в два раза увеличить производительность и создать более 200 новых рабочих мест. Это одно из крупнейших предприятий ЮФО, где трудятся свыше тысячи человек, входит в Южный центр судостроения и судоремонта и в ОСК.
В 2020 году здесь началось строительство первых современных земснарядов в рамках федерального проекта «Внутренние водные пути». Проект разработан компанией Royal IHC специально для российских рек. Сейчас строятся четыре таких судна. Также завод строит пассажирские круизные суда, танкера-химовозы, сухогрузы, занимается судоремонтом и задействован в крупном проекте по строительству ледостойкой стационарной платформы ЛСП «А» по заказу ПАО «Газпром» для обустройства газового месторождения «Каменномысское-море».
Успешно работает и завод «Гекса-Лотос» по производству геосинтетических материалов из полипропиленовой нити. Продукция хорошо зарекомендовала себя в дорожно-строительной отрасли. Она увеличивает срок службы и качество дорожного полотна. Компания в этом году введёт в эксплуатацию второй цех и приступит к строительству третьего.
Также работает предприятие по производству трубок капельного орошения компании «Свои». Современные технологии, используемые в проекте, позволяют производить продукцию с применением биоразлагаемых материалов. Продукция востребована как на российском рынке, в первую очередь местном, так и в странах Каспийского бассейна. Инвестиции в проект составили более 500 миллионов рублей.
В активной стадии строительства находится завод компании «Рыбные корма» стоимостью свыше 1,3 миллиарда рублей. Предполагаемая производственная мощность составит 50 тысяч тонн кормов в год.
Строится и предприятие по производству саморазрушающихся медицинских шприцев третьего поколения компании «Мединтех». Это уникальный и сложный проект, направленный на сокращение распространения гемоконтактных инфекций за счёт производства безопасных шприцев. Объём вложений — более 2 миллиардов рублей.
— Какие проекты стартуют с 2021 года?
— В 2021 году реализацию проекта начнёт иранский резидент — компания «Роза». Он будет производить высококачественную бытовую химию иранских брендов. Инвестор проекта входит в крупнейший частный иранский холдинг Golrang, который более 50 лет ведёт деятельность в Иране и экспортирует продукцию в более чем 30 стран мира.
Проектная мощность завода превысит 9 миллионов литров продукции в год. Планируемые инвестиции — более 360 миллионов рублей.
Итальянский резидент, компания «Навал Дизайн Международный», реализует проект по созданию производства судовых панелей для морских, речных судов и оффшорного флота. Они используются для отделки интерьера во внутренних помещениях судна. Стоимость проекта — более 400 миллионов рублей. Возможно расширение производства и выпуск потолочных панелей и специальных помещений для судов (например, холодильных, стиральных, кухонных комнат). Сейчас на территории РФ отсутствуют производители судовых панелей.
Есть и другие проекты иностранных и отечественных резидентов. Всего же реализация заявленных проектов позволит создать более 250 новых рабочих мест.
Задел на будущее
— Якорный резидент Каспийского кластера, компания «ПЛК “Каспий”», объявлял о проекте портово-логистического комплекса. Также предполагалось вложение средств федерального бюджета в портовую ОЭЗ на 2,5 миллиарда рублей. Как реализуются эти планы?
— Соглашение о намерениях было подписано в 2019 году. Проект предполагает создание порта с контейнерным терминалом. На первом этапе, до 2023 года, планируется обустройство неиспользуемых причалов № 8,9 порта Оля с установкой необходимого погрузо-разгрузочного оборудования. Второй этап — строительство шести контейнерных и других терминалов в районе ильменя Забурунный. Проектные сроки строительства — 2023-2026 годы. Суммарный грузооборот порта оценивается в 7,9 миллиона тонн к 2031 году. Авторитетная немецкая компания Hamburg Port Consulting оценила потенциальный грузооборот в 19 миллионов тонн к 2050 году. Инвестиции в проект составят более 16 миллиарда рублей.
— Какие ещё резиденты появятся в портовой зоне в 2021 году?
— Кроме ПЛК «Каспий», подписаны соглашения о намерениях с рядом российских и иностранных компаний. В их числе компании, которые будут оказывать услуги в сфере логистики, а также услуги по перевалке, хранению и сортировке грузов. Есть потенциальный резидент из Ирана, планирующий производить в портовой ОЭЗ оборудование для первичной переработки крупного рогатого скота и птицы. Общая стоимость проектов составит более 700 миллионов рублей. Также подписано соглашение о намерениях с компанией «Теклеор», которая планирует создание в портовой ОЭЗ центра антимикробной обработки растительного и животного сырья ускоренными электронами стоимостью более 450 миллионов рублей. Высокий интерес к проекту проявляют компании из Германии, Средней Азии и стран Ближнего Востока. АО «ОЭЗ “Лотос”» также привлечены инфраструктурные инвесторы, которые планируют развивать железнодорожную инфраструктуру портовой ОЭЗ и обеспечивать резидентов газом.
— Ранее представители бизнеса на совещаниях с участием регионального правительства жаловались на отсутствие необходимых условий для работы в ОЭЗ, например, на недостаток газоснабжения. Как решается этот вопрос?
— На данном этапе развития ОЭЗ и в соответствии с производственными планами действующих резидентов газа хватает. Сейчас, согласно техническим условиям ОАО «Газпром Газораспределение», резидентов ОЭЗ «Лотос» можно обеспечить газом в объёме 2,6 миллиона кубометров в год. При этом общая расчётная потребность в газоснабжении для текущих и потенциальных резидентов ОЭЗ «Лотос», в том числе для производственных и технологических нужд, — 612 миллионов кубометров в год. Однако через два-три года этого объёма будет недостаточно. Поэтому благодаря совместной работе ПАО «Газпром», правительства Астраханской области и АО «ОЭЗ “Лотос”» принято решение за счёт средств ПАО «Газпром» построить комплекс объектов газораспределения с завершением работ в 2023 году. Они включены в программу «Газификация регионов РФ». Это решит проблему нехватки газа в перспективе.
— Каковы перспективы зоны?
— В целом они напрямую связаны с развитием Каспийского кластера и транспортного коридора «Север-Юг». А в частности развитие ОЭЗ «Лотос» определяет судостроительная, нефтегазовая отрасли, а также лёгкая промышленность и АПК. Именно эти отрасли наиболее полно представлены в нашей ОЭЗ, и потенциальные резиденты также работают по этим направлениям.