Екатерина и Валентин Киселевы//Фото: из личного архива
В 2017 году у Валентина и Екатерины возникла мысль создать в Ростове-на-Дону место для творчества и реализации интересных современных идей с помощью театрального искусства. Так и появилось в городе театральное пространство для семейного посещения и лаборатория театрального искусства для детей от 6-15 лет — «МУХА театр», где в камерной обстановке родители с детьми проживают волшебный опыт театральной атмосферы, созданной предметами, формами, образами и куклами. Сейчас в репертуаре театра восемь постановок, работы принимали участие в международных театральных фестивалях на площадках Москвы и Санкт-Петербурга, были отмечены экспертным советом «Золотой маски» и в 2022 году вошли в лонг—лист премии. Разговор велся одновременно с Валентином и Екатериной, но собеседники попросили не разделять их реплики.
Этот разговор – часть проекта «Эксперта Юг» и АНО «ИНГУП» по информационной поддержке деятелей культуры и искусства юга России. На основе ранее реализованного проекта «Созидатели Юга: лидеры культурных индустрий» на базе АНО «ИНГУП» создан Центр поддержки культурных индустрий юга России. Мониторинг ярких региональных проектов – одна из составляющих его работы. Если вы реализуете яркий проект на Юге, приглашаем вас сообщить нам о нем, заполнив специальную анкету.
Исходный импульс — обида, что в Ростове такого нет
Спектакль «Вишня» по мотивам книги Анджелы Нанетти («Мой дедушка был вишней», перевод Анны Красильщик)//Фото: предоставлено авторами
— Екатерина, Валентин, почему вы решили сделать свой театр? Какие этапы развития проекта можете выделить?
— Идея своего театра пришла семь лет назад. Под театром мы не подразумеваем помещение, это скорее свой месседж и форма его трансляции. Мы тогда стали посещать спектакли и фестивали в столицах, где в том числе видели и образцы европейского театра. Нам тогда закралась мысль и некая «обида» на то, что столичные зрители могут это видеть, а в нашем городе люди, любящие театр и открытые ему, лишены такой возможности. Стали мечтать о площадке, на которую мы бы могли приглашать полюбившиеся нам спектакли и классных молодых современно мыслящих режиссеров для постановок их идей, которые они не могут реализовать в государственных театрах. Тогда мы ещё не понимали, насколько это дорого, да и за идею большинство вписывается только на словах, а основной двигатель, как ни крути, — материальные блага. Мы ни в коем случае это не осуждаем, мы сетуем, что не можем себе этого позволить. Тогда мы решили, что попробуем пока ставить спектакли сами, а в процессе сможем подкопить — и тогда начнем постепенно реализовывать свои мечты. Это было второе наше заблуждение. Подкопить в таком деле не получается. Но когда-то у нас не было стульев и колонки, а теперь нам не приходится занимать деньги, чтобы оплатить аренду, но мы все так же вынуждены брать кредиты для новых постановок и по-прежнему мечтаем о ремонте и профессиональном световом оборудовании.
За последние три года три наших спектакля попадали в программы международных фестивалей в Москве и Санкт-Петербурге. Спектакль «Вишня» по мотивам произведения Анджелы Нанетти «Мой дедушка был вишней» в переводе Анны Красильщик был отмечен экспертным советом премии «Золотая маска» и вошёл в лонг-лист премии 2022 года. Спектакль «Один мальчик» участвовал в Международном Большом детском фестивале.
«Сказка о храбром Слонёнке» должен был поехать на фестиваль «Маленький сложный человек» в Большом театре кукол в Санкт-Петербурге, но мероприятие отменили из-за ковида.
Опыт камерного пространства и хрупкой атмосферы
— Что сейчас представляет собой МУХА Театр? Какие проекты вы реализуете?
— У нас камерная площадка, 20 зрительских мест, играем по выходным, в репертуаре сейчас семь спектаклей, зимой было восемь. На данный момент основной состав нашего театра — мы с Валентином и Ринат Грицун, третий создатель и основной актёр. Первые два года нас было четверо — помогала мама: брала на себя весь пошивочный объем и всячески поддерживала, но в момент работы над спектаклем «Вишня» её не стало, и всю боль утраты, опыт похоронных реалий отразили в итоге в этом спектакле. В «Вишне» к нам присоединился Антон Тихомиров.
Мы также занимаемся с детьми 6-15 лет. Студией это не назовешь в привычном понимании, правильней называть это лабораторией. К нам приходят дети, и мы, опираясь на их умения и способности, придумываем с ними и для них спектакль. Экспериментируем и в процессе делимся с ними своим опытом и наблюдениями. Мечтаем что-то подобное сделать с более взрослыми ребятами, готовыми влиться в нашу команду. Пару раз делали бесплатный набор на подобные мастер-классы, но заинтересованной молодежи, к сожалению, не оказалось.
Наш проект открыт для семейного посещения. Люди, которые переживают какой-то совместный опыт, обретают те самые, нужные обществу горизонтальные связи, становятся носителями какой-то общей идеи. В этом смысле получать такой опыт семейно — отличный способ лишний раз сплотиться и проговорить какие-то важные вопросы. При этом считаем, что худшее, что вы можете сделать для личного восприятия — пойти на встречу к искусству компанией («семья» не равно «компания»).
Ещё одна из идей: подарить зрителю опыт камерного театрального пространства, хрупкой атмосферы со своими правилами и отличиями от привычных большинству условий существования спектаклей. Для трансляции своих смыслов и идей мы используем в спектаклях предметы, формы, образы и куклы.
— Как появилось название «МУХА театр»?
— Не было никаких раздумий и мучительных поисков. Появилось вместе с идеей о нашем театре, и даже никак не обсуждалось — как будто всегда было.
И после оно отлично вписалось в камерное пространство.
Удобное название и приятная фонетика. Два слога, которые можно переложить на вдох/выдох: "МУ-ХА" — этим словом можно дышать.
Театр — для тех, кто идёт ему навстречу
— Какими показателями, на ваш взгляд, наиболее корректно измерять успешность реализованного проекта в сфере культуры? Каких показателей достигли ваши проекты?
— Большое заблуждение пытаться оценивать культурные образования с точки зрения бизнес-модели. В таком смысле — это обречённое на провал мероприятие. Люди, которые добиваются в сфере искусства какого-то успеха, действуют изначально не ради прибыли. Долгие годы «полоть одну грядку», обрастая опытом и связями, в надежде, что, возможно, когда-нибудь это «выстрелит», и на тебя обратят должное внимание — согласитесь, так себе бизнес-план для современного темпоритма.
Кроме того, бизнес со временем имеет тенденцию расширения аудитории, театр же априори не для всех, тем более тот вид театра, о котором говорим мы. Театр — для тех, кто в нём заинтересован, кто к нему открыт, кто идёт ему навстречу. При таком подходе странно пытаться навязывать театр тем, кто в нём не нуждается. Еще хуже — пытаться делать спектакли специально с расчетом на широкую аудиторию. Последнее вовсе противоречит природе творчества как такового.
Для нас показатели — востребованность, спрос, обсуждаемость, зрительский фидбэк, честные положительные отзывы, повторное посещение, рост аудитории, внимание коллег, отметки критиков и приглашения на фестивали.
— Какие ресурсы вам требуются для реализации собственных проектов?
— Два основных ресурса, доступных нам для наших новых постановок — это свободное время для репетиций, изготовления бутафории и финансы на приобретение материалов, необходимых для изготовления костюмов, реквизита и декораций.
— Какие творческие и исследовательские задачи вы сейчас ставите перед собой?
— Мы продолжаем искать свой язык для каждого нового спектакля, исследуем возможности разных форм, пытаемся уйти от слов и при этом оставаться понятными, а также мечтаем о коллаборации с художником.
Чем питает независимая культура Ростова
Фото со спектакля «Онтье», который вдохновлен вот этим отрывком: «Однажды я, Чжуан Чжоу, увидел себя во сне бабочкой — счастливой бабочкой, которая порхала среди цветков в свое удовольствие и вовсе не знала, что она — Чжуан Чжоу. Внезапно я проснулся и увидел, что я — Чжуан Чжоу. И я не знал, то ли я Чжуан Чжоу, которому приснилось, что он — бабочка, то ли бабочка, которой приснилось, что она — Чжуан Чжоу. А ведь между Чжуан Чжоу и бабочкой, несомненно, есть различие.Вот что такое превращение вещей!»
— Как вы оцениваете культурный потенциал города и развитие театрального искусства в Ростове-на-Дону? Чего не хватает для развития культурного потенциала?
— Нет гастролей топовых спектаклей. Все крупные театральные фестивали обходят наш регион стороной. Есть только один хороший «мини-фест», проходящий на площадке «Молодёжного театра». Говорят: ростовская публика «трудна на подъём». В этом смысле спасает киноцентр «Большой» с показами «Theatre HD» и «Золотая маска в кино».
У нас много хороших самобытных художников; обширная палитра музыкантов исторически формировалась в разных направлениях: от «Пекин Роу-Роу» и «Церковь Детства» до «417,3» и «Motorama»; от «InEnsemble» до «Папы Срапы»; от выпускников Кима Назаретова до панк-рок представителей локальной сцены («Bosnia», «Tarpan», «Sriba Boys») — здесь для культуры многое сделали «Pod3emka» и дистро «Unlock Yourself Records». При всем этом потенциал, естественно, гораздо выше представленного.
— Чью деятельность в культурной сфере в регионе вы выделяете для себя и почему?
— За весь регион сказать сложно, т. к. мы имеем возможность видеть только культурные события и начинания главного города региона. Вот пожалуй, все имена, чьи инициативы приносят видимый результат: «Мойфасад» и «Том Сойер фест» — облик города, это то, что на нас влияет, вдохновляет и создаёт наше настроение, это отражение нас, это мы. И давайте уже признаемся, что с обликом у нас есть проблемы, и начнём их решать. А эти ребята направят и подскажут, как и с чего нам начать, чтобы сохранить и преумножить.
Антон Светличный. Антон крут, композиторствует, берет интервью, пишет рецензии и статьи, учит, тапёрствует, играет концерты, читает лекции.
«Ларамбла» — когда вы не идёте в театр, театр выходит к вам на улицу; мало в каких городах есть уличные театры, ещё меньше городов с уличными театрами такого уровня и фантазии. Арт-центр «Макаронка» — современные пьесы, современные выставки, современные мысли. Галерея «Ростов» — организаторы стрит-арта фестиваля с участием знаковых имён. «Часовые» — проект о местной музыкальной жизни. «Человек в кубе» — театр, который выработал свой почерк и за долгие годы, как нам кажется, не утратил сил образовывать свою аудиторию, организовывая для неё мастер—классы, культурные вылазки и, конечно, регулярные премьеры.
Есть ещё множество отдельных имён, наполняющих нашу с вами жизнь своими работами (среди которых поэты, дизайнеры, скульпторы, керамисты, художники, фотографы, музыканты). Соприкосновения со всеми вышеперечисленными людьми и их творчеством формировало нас и продолжает формировать как творческую единицу на карте Ростова-на-Дону.
Маленькие независимые проекты — поле контрастного ассортимента
— Какую форму поддержки культурных индустрий вы считаете наиболее перспективной?
— Меценатство и спонсорство способны поддержать и не навредить.
— Что можно было бы сделать, чтобы регион лучше использовал свой культурный потенциал?
— Заинтересованность людей руководящих должностей в реализации культурного потенциала региона могла бы быть выше. Насмотренность и чувство прекрасного — неприоритетные (чуть реже — чуждые) понятия для людей, определяющих направления развития нашего общества. К сожалению или к счастью, у нас мелкие частные бары и кафе выглядят красивей большинства госучреждений и общественных локаций. «Красота = Добро», то и другое воспитывается опытом, прокачивается как мышца, и так же, как мышца, имеет свойство атрофироваться. «Красота — есть Добро», именно в этом смысле нужно обращать себя к высказыванию «красота спасёт мир». Государственные учреждения культуры имеют более широкую сферу влияния и больший кредит доверия у населения. Но ситуация, при которой выбор делается не в пользу специалистов, способных и готовых менять облик нашей с вами среды в соответствии сегодняшнему запросу, а в пользу более лояльных кадров, порождает в лучшем случае культурную стагнацию. Периодическое обновление кадров всегда создаёт прилив энергии и свежих идей, но и этим на практике пренебрегают. В этом смысле маленькие независимые проекты — поле контрастного ассортимента, способного экспериментировать, нарушая установку «это продаётся — делаем теперь всегда так». Мы даём выбор и как бы говорим своим творчеством «ребята, бывает ещё и так». Это не имеет односложной оценки — это по-другому.
— Кто и что мог бы сделать для развития культурных индустрий в вашем регионе?
— Люди, обустроившие свой личный быт, естественным образом стремятся расширять «красивое» за пределы своего жилища, чтобы оставаться в приятном для себя комфорте. Нам кажется, именно такие люди ищут и стремятся поддержать частные культурные инициативы вроде нашей.
Кто-то должен начать, кто-то должен стать примером.
Единственное в чем мы уверены, что культура не должна идти и предлагать себя, просить чьего-то покровительства и поддержки. Приобщение к искусству — это поиск «откровения». Однажды, уловив кусочек, мы начинаем искать остальные части целого, желая собрать для себя наиболее полную картину.
Канал проекта в Телеграме: https://t.me/muha_project ) и группа в ВК https://vk.com/club176314414