Соучредитель Vinteo Дмитрий Серый//Фото: Vinteo
— С какой динамикой развивается компания? Где основные точки роста? Каковы основные факторы роста?
— Наша компания разрабатывает решения видеоконференцсвязи (ВКС) профессионального класса Telepresence. За последние два года показатели выручки компании выросли более чем в два раза. Так, за 2019 год выручка Vinteo от создания решений для видеоконференцсвязи увеличилась по сравнению с 2018 годом на 99,2 процента и составила 156,620 миллиона рублей (в 2018 году – 78,634 миллиона). Такой рост показателя связан с реализацией ряда крупных проектов, в основном организаций государственного сектора, в рамках национальной программы импортозамещения.
— В чём состоял изначальный замысел бизнеса? Как можно охарактеризовать этап, который компания проходит сейчас?
— Под брендом Vinteo компания официально начала работать с 2013 года — до этого она носила название «АльтерСвязь» и была создана в Краснодаре 18 лет назад. На тот момент наша небольшая команда технических экспертов решила попробовать себя в развитии технологии VoIP (Voice over Internet Protocol или IP-телефония), посчитав её перспективной. Мы создали IP АТС и сервер аудиоконференцсвязи — это были конкурентоспособные продукты, на которых оттачивались наши компетенции. В 2010 году на ИТ-рынке начался заметный рост инсталляций систем видеоконференцсвязи у российских заказчиков, и мы решили, что готовы создать новый интересный и амбициозный проект уже в сегменте видеокоммуникаций — разработать отечественный сервер видеоконференцсвязи. Спустя три года был создан качественный коммерческий продукт — программный сервер ВКС на базе Linux, построенный на классической архитектуре и работающий по стандартным для отрасли профессиональных решений протоколам. Технологически у нас получился единственный на российском рынке продукт класса telepresence, построенный по классической схеме микширования видеопотоков, способный конкурировать с иностранными продуктами этого класса. Мы вывели его в отдельный бренд Vinteo. Через год после выхода решения на рынок, в 2014 году, наш сервер совпал с тенденциями отечественного рынка, полностью соответствуя принятой государством в ответ на санкции программе импортозамещения.
— Как вырабатывались конкурентные преимущества компании? В чём они состоят?
— Начнём с того, что Vinteo — пока что единственное в России монобрендовое решение видеоконференцсвязи, построенное на классической архитектуре. Это означает, что все продукты под маркой компании поддерживают технологические стандарты традиционных систем ВКС, с которыми работают крупнейшие производители решений профессионального класса, такие как Cisco, Polycom, LifeSize, Avaya. То есть наши заказчики получают возможность внедрять любые продукты Vinteo в уже существующие сети, построенные на оборудовании практически любых вендоров. Это важный фактор, учитывая, что с момента появления технологии ВКС в России в начале 2000 годов для построения сетей ВКС госструктуры и компании использовали в основном иностранное оборудование, зачастую от разных производителей.
— На какой срок вперёд планируется развитие компании? Есть ли у компании стратегия? Какие ключевые задачи перед вами стоят?
— Последние несколько лет Vinteo придерживается стратегии догоняющего развития. Мы в своих продуктах реализуем и улучшаем функционал, уже имеющийся у лидеров рынка ВКС. Это неудивительно, поскольку масштабы компаний-конкурентов, являющихся мировыми гигантами (Cisco, Polycom и др.), несопоставимы с нашими. Также большую роль в корректировке планов развития компании сыграл «коронакризис»: рынок показал большую востребованность не только решения классической задачи ВКС, но и продуктов, подобных Zoom. Реализация подобного проекта — большой вызов и одна из новых задач для нашей компании, решение которой может занять несколько лет.
В результате введения режима самоизоляции изменилась структура распределения абонентов ВКС. Например, до пандемии, в 2018-2019 годы, в структуре абонентов ВКС Vinteo 60-65 процентов приходилось на заказчиков с типовыми аппаратными кодеками (как правило, ведущих зарубежных производителей ВКС), а 25-30 процентов — на заказчиков с программными клиентами или мобильными устройствами. Режим самоизоляции внёс существенные коррективы в предпочтения наших заказчиков. Подавляющее большинство абонентов при участии в сеансах ВКС перешли на программные клиенты для персональных компьютеров и мобильные решения. Резко повысилось количество одновременных участников конференций. Со стандартными кодеками осталось не более 10-15 процентов абонентов из больших залов заседаний и переговорных комнат. Если раньше для систем ВКС разработка мобильного клиента не была приоритетом, то теперь мы видим его возросшую важность для заказчиков, и это даёт новые векторы для развития продуктов компании.
— Какие тренды на ИТ-рынке для вас сегодня главные и почему?
— Если говорить об общих трендах, то на первый план вышла цифровизация — образования, медицины, различных отраслевых компаний; переход на удалённую работу в постоянном режиме. Тема импортозамещения в этом разрезе тоже снова стала актуальной — на государственном уровне поставлены вопросы о поддержке отечественных игроков ИТ-рынка. Третье направление, которое активно обсуждается — масштабное внедрение искусственного интеллекта в разных отраслях, попытка вместить этот процесс в законодательные рамки, сделать его контролируемым, а системы искусственного интеллекта — безопасными для пользователей.