ООО ПК «Новочеркасский электровозостроительный завод» (ООО «ПК "НЭВЗ"»)
Производство железнодорожных локомотивов, электровозов: грузовых, пассажирских, промышленных. Регион: Ростовская область Размер компании: Крупная компания, выручка 32,106 млрд рублей (Seldon.Basis) Отрасль: Машиностроение и металлообработка Руководитель: Андрей Власенко Юридический адрес: 346400, Россия, Ростовская обл., г. Новочеркасск, ул. Машиностроителей, 7А Сайт:www.nevz.com/
Справка о компании
ООО ПК «НЭВЗ» учреждена в 2003 году в Новочеркасске. Основной вид деятельности — производство железнодорожных локомотивов, электровозов: грузовых, пассажирских, промышленных. Завод с более 80-летней историей на сегодняшний день принадлежит ЗАО «Трансмашхолдинг» (99,9% уставного капитала). На его территории расположены производственный комплекс, учебный центр и испытательная площадка длиной 7,4 км.
История компании
Завод был запущен в 1946 году. Именно с НЭВЗ связывают прорыв в отечественном электровозостроении — он был самым мощным в мире и поставлял большими партиями электровозы на экспорт: в страны Европы, Китай, Северную Корею. В 70-80 годы прошлого века на заводе трудились около 15 тысяч человек.
До перестройки там выпускали около 400 электровозов в год. В 90-е годы завод испытывал финансовые трудности и был передан администрацией Ростовской области во внешнее управление.
В 2003 году на производстве освоили новое направление — запустили в серийное производство выпуск тяговых электровозов для горных предприятий. До этого предприятие выпускало локомотивы только для моторвагонного подвижного состава.
В 2003 году 51% акций НЭВЗ выкупило за 70,4 млн рублей ЗАО «Трансмашхолдинг», которое в дальнейшем стало его стопроцентным собственником и обладателем всех активов прежнего предприятия.
С приходом нового собственника завод освоил выпуск новой техники, увеличил объем продукции до 196%. В 2004 году в модернизацию производства было инвестировано 40 млн рублей. Между «Трансмашхолдинг» и ОАО «РЖД» было подписано сотрудничество на 2004-2010 годы, которое предусматривало обновление локомотивного парка. Это партнёрство было важно для НЭВЗ, так как обеспечивало завод заказами на ближайшие годы. С 2005 по 2007 годы завод поставил «РЖД» 12 электровозов нового поколения на сумму 450 млн рублей. В 2007 году был заключен ещё один контракт с ОАО «РЖД» на 12 млрд рублей. Треть из этой суммы получил НЭВЗ на выпуск локомотивов.
В 2014 году завод выпустил для «Российских железных дорог» три самых мощных электровозов в мире — «Ермак» и «Дончак». Выручка по итогам 2014 года составила 28,6 млрд рублей, чистая прибыль — 2,02 млрд руб.
Через год завод стал испытывать финансовые сложности из-за отсутствия заказов от ОАО «РЖД». Руководство заявило о приостановке деятельности. В начале 2015 года на заводе сократили 900 сотрудников и объединили несколько подразделений. Но региональные власти оказали поддержку предприятию, в частности, предоставив субсидии и включив его в список системообразующих, и завод к лету 2015 года возобновил деятельность, хоть и не в прежнем объеме.
В 2015 году на НЭВЗ был подан судебный иск о банкротстве от ООО МПФ «СпецРемСтрой» из-за причиненного ущерба в 2,7 млн рублей. НЭВЗ рассчитался с задолженностью по иску в 2016 году в полном объеме.
В 2017 году «Трансмашхолдинг» и ОАО «РЖД» подписали новый контракт на поставку 210 электровозов от Новочеркасского завода. Этот контракт помог стабилизировать ситуацию на предприятии и увеличить финансовые показатели. В том же году завод освоил новое направление — производство тяговых двигателей для электровозов в рамках программы импортозамещения, начатой в 2016 году.
В 2018 году завод увеличил объемы производства в 1,7 раз. Помимо работы над заказами завод приступил к реализации проекта по цифровизации, чтобы повысить технологическую эффективность на всех этапах производства и эффективность бизнес-решений, сократить время реагирования в случае нештатных ситуаций.
По итогам 2020 года предприятие ожидает падение доли экспорта из-за ухудшения экономической ситуации на фоне пандемии коронавируса.
Финансовые показатели
В 2019 году выручка предприятия составила 32 млрд рублей, прирост — 10,06% по-сравнению с 2018 годом. Прибыль сократилась в шесть раз, в 2018 году завод заработал 518 млн рублей, в 2019 году 88 млн рублей.