Фото: Алена Бессарабова
Поделиться
Проект, которого ждало сообщество
Несколько лет назад мы создали некоммерческую организацию – АНО «Инновационные гуманитарные проекты». В ее замысле мысль о том, что инновации вообще-то могут быть гуманитарными, без понимания этого ценность культуры и искусства доносить до общества сложно. АНО было нужно для того, чтобы делать проекты, которые изначально по своему замыслу являются некоммерческими, но, в нашем представлении, нужными. При этом опыт работы с бизнесом, давал нам изначально возможность предлагать некоммерческие темы деловому сообществу, привлекать ресурсы бизнеса туда, где объективно ресурсов пока не хватает.Первым крупным проектом АНО стало медиа о поэзии Prosodia – уникальный просветительский проект не только для региона, но для страны в целом. Но проект получился федеральным – небольшая команда из Ростова делает единственное в стране ежедневное СМИ о поэзии, но основная аудитория проекта – за пределами Ростова. В 2021 году мы придумали проект для региональных деятелей культуры и искусства, который позднее получил название «Арт-окраина».
А сначала мы опросили более 50 деятелей – о том, что за проекты они делают, как оценивают потенциал региона в разных сферах культуры и искусства, что полагают нужным в этой сфере делать. Итоги этого исследования нами были опубликованы, в них было три важных лейтмотива: с одной стороны, не хватает горизонтальных связей, сообщества, работы с ним, с другой – дефицит медийной поддержки, критики и критиков, из-за чего культурным событиям сложно становиться событиями, привлекать внимание. Третий мотив – региону не хватает крупного проекта, который позволял бы как показывать собственные достижения, так и привозить интересных гостей.
Нужно заметить, что крупный проект – понятие обширное, кто-то понимает под ним новый большой выставочный зал или креативный кластер, но всегда в его основе – регулярное событие как минимум регионального масштаба.
Такие проекты есть в других городах – Москве, Екатеринбурге, Перми, Воронеже, да что там – в Выксе. Многие вспоминают об упущенном шансе создать в Ростове традицию южнороссийского биеннале современного искусства. Там, где традиции таких фестивалей пустили корни, культура стала предметом интереса или как минимум неравнодушия власти и бизнеса - и культурная жизнь в результате стала гораздо разнообразнее. А там, где есть культурная жизнь, начинает развиваться культурная инфраструктура. Наоборот бывает редко – стены сами по себе не создают события.
Нужно сказать, что мы попытались дать свои решения для главных ключевых проблем, обозначенных деятелями культуры и искусства. «Арт-окраина» начала развивать сообщество, регулярно проводить дискуссии, в рамках проекта был создан канал о культурной жизни региона, городской лекторий о культуре и искусстве. Следующим шагом должна была стать заявка на крупный проект. Фестиваль «Чистое поле» - такая заявка.
Уже в этом году фестиваль будет проходить на пяти площадках, а может – на бесконечном количестве площадок. Он объединил более 50 деятелей культуры и искусства, а может – гораздо больше. У нас в этом году – пять специальных гостей, а может быть гораздо больше. Судьба проект зависит от энергии коммуникации вокруг проекта – и здесь мы в начале пути. Но заложили идейную основу, о которой стоит сказать отдельно.
Новые смыслы для чистого поля
За каждым тематическим треком фестиваля стоит проблематика, к которой, как кажется, деятели культуры и искусства сегодня могут легко подключиться, не жертвуя своей индивидуальностью. Смысл тематических треков – создать проблемный фокус, сконцентрировать энергию, заложить фундамент содержательной самобытности фестиваля.Культурная среда в регионах, отдаленных от ключевых национальных и глобальных центров, - это всегда определенный вызов для деятелей культуры и искусства. Часто она представляет собой чистое поле, в котором должны быть созданы живые культурные институции, а для этого – проделана определенная работа с собственной идентичностью. Конечно, Юг является таким регионом, у которого есть фантастическая история, традиции и опыт существования в качестве чистого поля, но недостаточно собственно культуры в ее современных и востребованных формах. При этом многие российские регионы находятся в схожей ситуации, нам интересен их опыт, а их – нам. Отсюда трек «Культурная идентичность российской окраины».
Второй трек – «Художник в современном мире». Главная задача, которую художник сегодня так или иначе решает, - это задача выживания в качестве художника. Как быть художником сегодня? Какие стратегии оказываются рабочими? Как найти баланс между деловым миром и творчеством? И еще более сложный вопрос: а что делать художнику на окраине мира, художнику в ситуации чистого поля? Как это поле заполнить? Этот перечень вопросов можно умножить во много раз. Состоявшийся художник в любой сфере – это человек, который так или иначе нашел ответы на них.
«Диалог культур и культура диалога». Юг России – мультикультурный регион, который вправе гордиться способностью людей разных культур мирно уживаться. Но сегодня мир становится гораздо более закрытым. Миссия культуры в этой ситуации современности – хранить культуру диалога, внимание к другому, желание и умение его понять. В этом смысле чистое поле – место встречи культур, место поиска ключей к ним.
Безусловно, чистое поле, степь – главный визуальный образ Юга России. Нам важно наполнить этот образ проблематикой современной культуры, наполнить его свежим и живыми смыслом, который не закрывает тему, а создает пространство для разговора. Мы очень благодарны людям и компаниям, которые разделяют с нами первые шаги к тому, чтобы этот разговор начать. Приглашаем присоединяться к нему!