Автор: основатель Национальной инвестиционной платформы и сервиса для путешественников TravelsSharing.club
Шеринговая экономика – актуальный и больший тренд. Это новая культура и бизнес-модель, когда с помощью технологий и онлайн-платформ люди могут обмениваться активами, которые они не используют. Главная мысль шеринга в том, что вам нет необходимости покупать и на постоянной основе владеть какой-либо вещью – можно просто взять ее во временное пользование у человека, которому сейчас этот предмет не нужен, и он готов его отдать на заранее определенный срок.
Шеринг как понятие появился в начале века, концепцию популяризировали Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, по мнению которых такой обмен должен стать серьезным конкурентом традиционного бизнеса. Речь идет про изменение всей социально-экономической модели обществ, где главная мысль – выгоднее арендовать вещь, чем покупать ее.
Отбросив культурную составляющую, мы увидим, что это по сути арендные отношения. Однако, если раньше аренда вещей требовала физического поиска и, как правило, носила краткосрочный характер, то в случае с шерингом она приобретает автоматизированную (онлайн) и постоянную форму. Для меня именно сегмент p2p (от человека к человеку) является классической шеринг экономикой. Но уже есть и профессиональные игроки рынка, которые предоставляют вещи в краткосрочную аренду, например, каршеринг («Делимобиль», Belka).
Но для меня экономика шеринга – это именно обмен услугами и вещами между людьми, поэтому, проектируя сейчас платформу для путешественников TravelsSaharing.club, мы нацелены на сегмент p2p. Для меня важно, чтоб это был именно обмен, а не просто продажа. Однако я понимаю, что найти и совершить обмен одной вещи на другую достаточно сложно (просто с точки зрения вероятности совпадения интересов). Поэтому в нашем сервисе можно предоставить людям место для ночлега, стать для них гидом, переводчиком, или предложить покататься на велосипеде, а они платят за это специальными баллами, которые получили за такие же услуги. Пользователь сервиса, получив баллы, может также их использовать в своих путешествиях. Таким образом идет обмен путешествиями внутри сообщества. Все это, не применяя денежные средства.
Почему шеринг стал популярен именно сейчас?
Развитию шеринговой экономики способствовал целый ряд факторов:
· Быстрое развитие интернета. Нет необходимости физического поиска вещей или контакта с человеком. Вся сделка может быть онлайн, включая оплату и передачу вещи во временное пользование;
· Нарастающая экономическая нестабильность, повлияла на необходимость людей жестче рассчитывать свой бюджет и сократить траты на приобретение вещей;
· Сервисы шеринга позволяют людям взять вещь в считанные секунды упростив доступность к ним;
· Нежелание молодых людей быть привязанными к одному месту обитания (городу проживания). Молодое поколение (особенно работающее онлайн) часто живет по 3-4 месяца на одном месте, потом переезжая, выбирая более комфортный климат;
· Сервисы шеринга имеют и вторую сторону, они позволяют заработать на предоставление во временной пользование ненужной сейчас вещи, или получить взамен необходимую. В период пандемии шеринг сервисы по дистанционному образованию показали свою актуальность.
· Введение режима самозанятых на территории всей страны в 2020 году, также способствовало развитию шеринга, поскольку позволило физическим лицам начать предоставлять услуги официально с предоставлением подтверждающих расчетных документов.
В России шеринг-сервисы развиваются стремительными темпами:
· в 2020 объем транзакций площадок составил 1, 07 трлн руб. (+39% к 2019 году)
· в 2019 - 769,5 млрд руб. (+50 % к 2020 году)
· в 2018 - 511 млрд руб. (+39% к 2017 году)
· в 2017 - 392 млрд руб.
В 2020 году темп роста рынка снизился (по сравнению с 2019 годом), но не в абсолютных цифрах (+300 млрд руб.) Вероятнее всего, на такой рост повлияла пандемия COVID-19 и ограничения связанные с ней. Но все равно сектор показал рост, и значительный. Мало какие отрасли хотя бы смогли удержать свои позиции и не понести потерь. Отрицательную динамику показали только шеринг жилья, офисов и автомобилей. Основной рост (в абсолютных цифрах) пришелся на C2C-коммерцию, а также онлайн-биржи труда. Экономика совместного потребления показала свою устойчивость в период пандемии, еще раз доказав свою жизнеспособность и перспективу. Хочу также отметить, что сегмент шеринговой экономики p2p услуг в прошлом году показал рост +31 % к предыдущему году. Этому способствовал рост онлайн образования и сервисов выполнения виртуальных заданий.