Согласно предварительным данным аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», объём нового бизнеса лизинговых компаний за первые шесть месяцев 2020 года сократился по отношению к 1 полугодию 2019 года на 22% и составил 570 млрд рублей. Впрочем, в ходе онлайн-дискуссии «Лизинг на Юге: перспективы и вызовы», организованной Аналитическим центром «Эксперт Юг», представители этого бизнеса указали, что уже выходят на докризисные показатели, а некоторым удалось почти вдвое нарастить бизнес. Чтобы понять, как это им удалось и что этому предшествовало, мы задали представителям лизингового бизнеса пять вопросов.
Как изменились объёмы и основные направления деятельности на фоне пандемии?
По словам Софьи Шило, директора филиала «Балтийского лизинга» в Краснодаре, постепенно бизнес вышел на докризисные показатели, и по итогам 1 полугодия 2020 года объём нового бизнеса «Балтийского лизинга» превысил 26,7 млрд рублей, что на 8% больше аналогичного показателя 2019 года. Всего за отчётный период компания заключила 9 406 новых договоров финансового и операционного лизинга.
Софья Шило.//Фото из личного архива
«Новый бизнес компании в январе–июне 2020 года в ЮФО увеличился на 5 процентов по сравнению с первым полугодием 2019 года, составив 2,3 миллиарда рублей», — сообщила Софья Шило.
Роман Трубачёв, гендиректор ростовской компании «МСБ-лизинг», отмечает, что объёмы продаж начали восстанавливаться с мая, а сейчас вышли на докризисные показатели. На рынке «ощущается спрос». Единственная отрасль, которая пока «хромает» — пассажирские перевозки. По прогнозу компании, к сентябрю–октябрю они должны выйти на те темпы развития, которые были до кризиса. «Мы наблюдаем тенденцию смещения в реальный сектор, у нас просто гигантский запрос на оборудование, на сделки микролизинга (сделки до трёх миллионов)», — комментирует Роман Трубачев.
По словам Александра Блюма, заместителя гендиректора лизинговой компании «ЛК Пруссия» по развитию, объём сделок не изменился. «Интересная тенденция такая: мы увидели после самоизоляции в июне взрывной всплеск обращений и сделок. На самом деле это сработал отложенный спрос. Правда, затем июль у нас был слабый. В августе ситуация нормализовалась, мы вышли на уровень прошлого года», — отмечает Александр Блюм.
Роман Албагачиев, заместитель гендиректора по южному региону ЛК «Сименс финанс», говорит, что в компании «не почувствовали каких-то изменений, потому что ориентированы на крупные предприятия». Это прежде всего пищевая промышленность, любые промышленные предприятия, металлообработка.
Какие тенденции сегодня преобладают на рынке?
По данным «Балтийского лизинга», пандемия стала катализатором для диджитализации, а также развития онлайн-инструментов на лизинговом рынке. В компании кратно увеличился объём подписанных договоров в системе юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО), при заключении которых не нужно встречаться и контактировать лично, что особенно актуально в нынешних условиях. Сегодня более половины клиентов компании перешли на электронный документооборот.
По словам Александра Блюма, сейчас рынок приходит к докризисным объёмам финансирования. «Тем не менее, сохраняется некоторая нервозность — скачки курсов валют, риски волны дефолтов и второй волны коронавируса, а также существующие ограничения в определённых видах экономической деятельности не позволяют многим предпринимателям рассчитывать бизнес-планы и переходить к расширению или модернизации бизнеса. Упор на выживание бизнеса и стремление пересидеть тяжёлое время определяют нынешнюю ситуацию на рынке», — говорит г-н Блюм.
По словам Романа Трубачёва, пандемия подтолкнула к полной реновации бизнеса. «Месяц назад мы стали развивать сервис онлайн-лизинга. Мы за пару месяцев расширили географию, заключаем сделки в Калининграде, Екатеринбурге, Петербурге и Москве, не формируя никаких точек продаж. Проверить контрагента можно без проблем на удалении, провести собеседование с бенефициаром бизнеса можно через Zoom. Если это крупные сделки, то всегда можно прилететь на самолёте и обернуться за два дня. Поэтому мы отказались от идеи развития филиалов. До конца года мы выпускаем приложение по работе с агентами. В формировании цифровых сервисов мы видим большую перспективу», — рассказывает г-н Трубачёв.
Роман Трубачев.//Фото из личного архива
По мнению Николая Капустина, директора филиала «РЕСО-лизинг» в Ростове-на-Дону (основной сегмент — легковой транспорт), бизнес, несмотря на кризисы, старается вкладывать деньги в основные средства. Тенденция последних нескольких лет такая: владельцы бизнеса в первую очередь обеспечивают транспортом работников, а потом уже себя. И далеко не всегда это будет автомобиль премиальной марки — основной упор делается на практичность.
Кто сегодня основной клиент?
В структуре нового бизнеса «Балтийского лизинга» по клиентам по-прежнему преобладают компании МСБ. Доля сделок с предпринимателями, работающими в этих сегментах, составляет 91,1%. По статистике компании, 60–65% ежегодных объёмов компания получает от повторных сделок.
Чаще всего в компанию обращаются за финансированием сделки по приобретению грузового автотранспорта, доля которого в объёме нового бизнеса составляет 33,8%, легковых автомобилей — 27%, строительной и дорожно-строительной техники — 17,5%. Оставшаяся доля приходится на сельхозтехнику, машиностроительное и складское оборудование и прочее имущество.
Основным клиентом на время пандемии у «ЛК Пруссия» оставались сельхозпроизводители, предприятия, занимающиеся промышленным производством, и в меньшей степени строительные организации, в том числе и дорожно-строительные.
По словам Романа Трубачёва, доля клиентов из ЮФО будет сокращаться в портфеле компании, так как бизнес будет расти в других регионах. «Уже сейчас на Ростов у “МСБ-лизинга” приходится меньше 20 процентов. Доля постоянно сокращается. ЮФО занимает порядка 70 процентов нашего портфеля, а через год мы видим её меньше 50 процентов. Уходим из низкомаржинальных сегментов, там очень сильная конкуренция. Смотрим на узконишевые продукты. Например, сейчас заходим в сегмент крупногабаритных шин. Это непаханое поле, доходность дикая», — уверяет Роман Трубачёв.
Какие основные факторы сегодня влияют на развитие рынка
Поскольку лизинг с экономической точки зрения является инструментом обновления основных фондов, он тесно связан с макроэкономическими тенденциями, считают в «Балтийском лизинге». Если говорить о негативных факторах, возникших вследствие пандемии, то это падение цены на нефть и курса рубля, рост уровня инфляции. В числе позитивных аспектов, которые будут способствовать положительной динамике лизингового рынка, — финансовая поддержка представителей бизнеса федеральными и региональными властями; субсидии играют большую роль в росте и восстановлении рынка.
Также на ситуацию оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы, позволяющие рынку сохранять хорошую устойчивость в кризисный период. К объективным факторам относятся и географическое положение регионов, и уровень развития промышленности. Субъективные факторы связаны, в первую очередь, с эффективной работой региональных властей, которые разрабатывают и внедряют антикризисные пакеты, чтобы бизнес постепенно возвращался к докоронавирусному уровню.
По мнению Александра Блюма, определяющим фактором нынешней ситуации остаётся неуверенность бизнеса в своем будущем. Даже те предприниматели, чей бизнес не затронули ограничения, связанные с пандемией, принимают в расчёт общее снижение доходов населения, рецессию экономики и риск каскада неплатежей. Прочие факторы тоже важны, но не определяют нынешний рынок.
Региональный директор компании «Интерлизинг» по ЮФО Игорь Тисленко отмечает, что в компании на фоне массового ухода в онлайн заняли достаточно нетипичную для рынка позицию: здесь продолжают развивать филиальную сеть. За этот год открыли уже пять филиалов по стране, один из которых в Ставрополе. До конца года планируется открыть ещё четыре. Прирост нового бизнеса на Юге составил 70% к объёму прошлого года (планировалось +45%). Компания, по его словам, растёт благодаря аграрному сектору и дорожно-строительной отрасли. Эти отрасли продолжили работать в период пандемии и получали всевозможную поддержку со стороны государства. «И как это ни парадоксально, мы отмечаем рост среднего объёма аванса со стороны наших клиентов, — поясняет г-н Тисленко. — То есть налицо стремление взять что-то менее дорогостоящее, внести больший платёж, обеспечив себе при этом запас ликвидности за счёт уменьшения платежей и растягивания сроков погашения».
По словам Дениса Бурцева, представителя компании «Нейс-Юг» (дилер грузовой техники), основной запрос со стороны клиентов сейчас заключается в требовании к снижению первоначального аванса. Если раньше это было 20–25 процентов, то сейчас уже спокойно оформляются сделки и по 15, и по 10, и даже меньше.
Что с платежами и реструктуризацией сделок?
По словам Александра Блюма, в период кризиса «ЛК Пруссия» сделала реструктуризацию всем обратившимся клиентам, у кого были на то основания. «Сейчас мы больше беспокоимся по поводу возможных неплатежей. Со всеми клиентами работаем, делаем реструктуризацию, но, конечно, переживаем за дальнейшее существование некоторых сделок. Мы работаем в сегменте небольших сделок — от трёх до пяти миллионов рублей, и, конечно, наш сегмент клиентов больше пострадал».
По словам Романа Трубачёва, в его компании реструктуризировали только сегмент пассажирских перевозок (примерно 10% портфеля компании). «Лояльность клиентов — это, конечно, хорошая вещь, но 90 процентов обращений не были обоснованными. Ситуация оказалась лучше, чем ожидали. Я думал, что 70–80 процентов выручки вывалится, но мы собрали практически всё», — подсчитал г-н Трубачёв.
В ЛК «Сименс финанс», по словам Романа Албагачиева, сначала поступил «вал запросов» о реструктуризации: 95% клиентов захотели воспользоваться ситуацией, однако «потом всё успокоилось, и бизнес начал работать». Удовлетворили только прошения общепита и туризма.
Игорь Тесленко.//Фото из личного архива
По словам Игоря Тисленко, в «Интерлизинге» предпочли одобрить реструктуризацию только тем клиентам, у которых и так дела шли хорошо. «Мы же на этом деньги зарабатываем. Тут же простая арифметика: мы сдвигаем погашение долга дальше и зарабатываем больше. В итоге капитализационный эффект оказался внушительным», — признаётся Игорь Тисленко.