Грузовой терминал станции Ростов-Западный, где был сформирован поезд с 62 контейнерами зерна. // Фото: пресс-служба СКЖД
Поделиться
Старт «китайского маршрута»
— Артем Валерьевич, как зерновые трейдеры приняли новый контейнерный маршрут в Китай?— Первому договору о поставке зерна по новому маршруту предшествовал таргетированный анализ деятельности зерновых трейдеров. Эту работу совместно провели наша дирекция и СК ТЦФТО (Северо-Кавказский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания). Среди компаний занимающихся отправкой грузов на экспорт морским транспортом мы искали те, у которых не было достаточной инфраструктуры для накопления и хранения зерновых грузов до объема судовой партии. Вот таким компаниям СКЖД и предложила новый сервис — доставку зерна в экспортном направлении железнодорожным транспортом.
— С кем был заключен первый договор и какой по объему была первая партия?
— Первый договор на комплексное транспортное обслуживание был заключен с компанией ООО «АГРО ВИКТОРИЯ», которая ранее поставляла зерновые грузы в страны Ближнего Востока, в Индию и на Дальний Восток. Благодаря новому проекту, наш партнер смог расширить географию своих поставок. Согласно условиям договора, на территории грузового терминала Ростов-Западный впервые был сформирован поезд с 62 контейнерами заполненными зерном. Состав отправился в Китай, в финальной части маршрута пересек пограничный переход Гродеково ДальнеВосточной железной дороги, и в декабре благополучно прибыл к получателю.
— Когда будет готова к отправке в Китай следующая партия зерна, и можно ли говорить о том, что такие поставки теперь будут вестись на постоянной основе?
— Мы планируем, не позже января сформировать очередную отправку зерна из России в Китай, таким образом, действительно, можно констатировать, что у нас заработал новый контейнерный маршрут восточного направления.
Контейнерные перевозки: быстрее, сохраннее, гибче
— Отправка зернового груза в контейнерах требует какой-то специальной его подготовки и особых условий перевозки?— Да, это и подготовка груза, и определенные условия его успешной доставки. Для перевозки зерна используется 40-футовый контейнер, который мы доставляем автомобилем-контейнеровозом с грузового терминала Ростов-Западный на территорию перерабатывающего завода ООО «АГРО ВИКТОРИЯ». Там контейнер обустраивают «лайнер-бэгом», это такой специальный вкладыш, который исключает контакт сыпучего груза со стенками и защищает от внешних загрязнений. Затем происходит погрузка, после чего наполненный контейнер перевозится на специализированную площадку для фитосанитарного обеззараживания. Последний этап подготовки к перевозке — доставка на грузовой терминал нашей дирекции, где контейнер размещают на железнодорожной платформе. Отмечу, что практика последних лет показывает, что зерно в крупнотоннажной таре стандартного транспортного габарита быстрее и сохраннее доставляется в пункты назначения, не теряя своего товарного вида.
— Видимо, с этим обстоятельством и связано решение СКЖД развивать контейнерные перевозки зерна?
— Безусловно, ведь контейнерная перевозка имеет ряд преимуществ. При традиционной технологии транспортировки зернового груза, неизбежно происходит потеря его части, ведь в процессе перевалки зерно намокает и теряет товарный вид. Использование контейнеров полностью исключает перевалку и потери.
Кроме того, преимуществом перевозки зерна в крупнотоннажной таре является гибкость логистики. Она позволяет осуществлять доставку по схеме «от двери до двери» и быстро менять направления грузопотоков. В этой логистике также возможно осуществлять отправку зерна с токов тех сельскохозяйственных предприятий, которые удалены от магистральных элеваторов.
Еще один плюс контейнерных перевозок, касается грузоотправителей заинтересованных в продаже и доставке клиентам мелкооптовых партий зерна по низким железнодорожным тарифам, в сравнении с тарифами на перевозки в вагоне-хоппере.
Грузовые дворы СКЖД на этапе обновления
— Еще один вектор развития железнодорожной логистики предполагает обновление грузовых дворов на полигоне СКЖД, с чем связаны эти планы?— Это связано с увеличением объема перевозимых контейнерных грузов, требующим более развитой инфраструктуры. Так, за 10 месяцев 2023 года, прирост по контейнерным грузам к аналогичному периоду 2022 года составил 7%. Еще больший прирост показала номенклатура тяжеловесных грузов: увеличение в сравнении с прошлым годом +37,9%. Основной драйвер этого роста — участие дирекции в реализации масштабных проектов федерального значения.
К примеру, в этом году, три месяца в круглосуточном режиме мы совместно с другими подразделениями ОАО «РЖД» вели работу по приёму и перевалке свыше 1500 вагонов с трубной продукцией. Вся она направлялась для реализации социально значимого проекта по строительству водовода, который должен обеспечить жителей Донбасса водоснабжением на постоянной основе. Также организована работа по приёму и перевалке трубной продукции на семи грузовых дворах для компании ООО «Транснефть-Логистика». Этот груз предназначен для реализации проекта по расширению магистральных нефтепроводов в направлении порта Новороссийск.
— Какие грузовые дворы СКЖД будут обновлены в первую очередь?
— Сегодня ведутся работы по созданию «Центра обслуживания клиентов на грузовом дворе станции Ростов-Товарный». Одновременно на грузовом дворе станции Грозный проводятся мероприятия, цель которых привести территорию в соответствие с требованиями корпоративного стиля ОАО «РЖД». В 2024 году завершится обновление и реконструкция инфраструктуры на грузовых дворах станций Краснодар-Сортировочный, Владикавказ, Грозный и начнется реконструкция инфраструктуры грузовых дворов на станциях Невинномысская, Крымская и Минеральные Воды.
Перспективы транспортной логистики
— Как изменится транспортная логистика в регионе после завершения всех запланированных работ?— Обновления предоставят возможность переформатировать грузовые базы для оказания услуг силами и средствами Северо-Кавказской дирекции по управлению терминально-складским комплексом. К примеру, на станции Владикавказ у нас есть потенциал по переключению грузовладельцев с автомобильного транспорта на железнодорожный транспорт. Напомню, что в связи с закрытием паромного сообщения порт Кавказ — порт Поти, основная автомобильная магистраль для доставки строительных, промышленных и продовольственных грузов в республику Армения и в обратном направлении теперь проходит через город Владикавказ. Грузовой двор РЖД во Владикавказе можно будет включить в логистическую цепочку поставок экспортно-импортных грузов на этом маршруте. Для этого необходимо развить инфраструктуру и сервис экспедирования грузов. После этого станция Владикавказ станет универсальным мультимодальным хабом, для перевалки грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный транспорт и в обратном направлении. Мы уже планируем здесь создать площадку для накопления автотранспорта, модернизировать площадки для переработки грузов, а также построить быстровозводимый склад.