//фото с сайта donland.ru
Поделиться
В 2018 году торговый оборот от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в Ростовской области составил более $12 млрд, что на 32% больше, чем в 2017 году. Донской регион занимает второе место по приросту ВЭД в России. При этом объем экспортных поставок составил $9 млрд, рассказал первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров на региональном форуме «День экспортера – настоящего и будущего». Но, по его словам, основной объем экспорта из Ростовской области связан с АПК, в частности, с зерном. Ростовские власти ставят задачу увеличить высокотехнологичный экспорт из донского региона. Сейчас основу товарной структуры экспорта составляют, прежде всего, продовольственные товары, затем идут машиностроительная продукция, черные и цветные металлы и химическая продукция.
По словам министра экономического развития Ростовской области Максима Папушенко, основные целевые показатели национального проекта «Международная кооперация и экспорт» – увеличение несырьевого неэнергетического экспорта на 60% – с $5,1 млрд в 2018 году до $8,08 млрд в 2024 году, а также увеличение количества экспортеров из числа представителей малого и среднего бизнеса в два раза. При этом в Ростовской области сегодня высокий показатель доли МСБ в общем количестве экспортеров. Из 1868 экспортеров 1661 субъект – малые и средние предприятия, это в два раза больше, чем в соседнем Краснодарском крае, отмечает Максим Папушенко.
Однако у экспортеров есть барьеры, которые часто не позволяют им расширять свою деятельность. Прежде всего, это таможенные правила, сложности в получении кредитов, лицензии, транспортировки, нехватка информации о зарубежных рынках. Именно на решение этих проблем будут направлены меры господдержки экспортеров. «Значительная часть основных фондов в Ростовской области не дозагружена из-за ограниченного внутреннего спроса, нам стратегически важно искать новых внешних покупателей», – сказал Максим Папушенко.
Поделиться
//фото с сайта donland.ru
По словам директора ООО «Базис» (производитель упаковочного оборудования) Сергея Малеева, существенным барьером для российских экспортеров являются бюрократические издержки и несоответствие административных регламентов реальному положению экспортеров. «Мы производим высокотехнологичное оборудование и экспортируем его в 10 стран. Но из-за того, что в нашем оборудовании более 50% иностранных комплектующих, которых в России нет, мы не считаемся российским производителем, и наши покупатели не могут получить льготы при таможенном оформлении. Это снижает конкурентоспособность российских производителей. Считаю, что эти требования нужно смягчать», – комментирует Сергей Малеев. По его словам, сегодня эффективным каналом продвижения является открытие представительств компаний в зарубежных странах, однако это несет в себе дополнительные затраты на содержание и аренду офисов, зарплаты сотрудников. Как отметил Сергей Малеев, также важно повышать узнаваемость и репутацию бренда «Сделано в России».
Генеральный директор ООО УК «Бирс, член экспортного совета при губернаторе Ростовской области Игорь Бирзула, считает, что малые и средние предприятия могли бы получить доступ к внешним рынкам через промышленные кластеры в кооперацию с крупными игроками.
По словам Любови Железной, директора фирмы «Маяк» (производитель зерновой продукции), несмотря на высокие показатели продовольственного экспорта, Ростовская область фактически является сырьевым экспортером, так как вывозит не готовую продукцию, а сырье. «Всего 4% готовой зерновой продукции приходится на экспорт в общем объеме зернового экспорта. Этот показатель должен быть минимум 30%. Я считаю, что государство должно стимулировать зерновой рынок перерабатывать зерно в готовую продукцию, которая дает больший экономический эффект», – рассказывает она.
Как отметил коммерческий директор АО «ПромТяжМаш» Евгений Зуенко, основная проблема – это недостаток опыта у экспортеров и коммуникации между ними. По его словам, обсуждать проблемы экспортеров и обмениваться опытом было бы удобно на базе одной и постоянно работающей площадки, куда приходили бы не только компании-экспортеры, но и те, у которых есть потенциал для экспорта.
Аналитический центр «Эксперт Юг» запустил опрос «Экспорт в МСП: потенциал и лучшие практики Юга России». По данным на 20 июня, было опрошено 55 руководителей предприятий МСП, уже есть предварительные результаты. «Наш опрос показывает, что экспортеры в категории МСП нуждаются в помощи поиска зарубежных партнеров, исследованиях внешних рынков и продвижении, подготовке кадров, средний бизнес – в льготных кредитах, субсидиях, работе торговых представительств. Крупный бизнес говорит о промышленной политике, льготных деньгах и протекционизме», – говорит генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг» Владимир Козлов.
Помощь в продвижении на внешних рынках берет на себя Российский экспортный центр, который создает сеть торговых представительств за рубежом. «Они помогают экспортерам исследовать рынки, находить новых покупателей, партнеров, организовывать переговорный процесс, так как из России очень сложно найти внешних покупателей, нужно локальное присутствие в странах предполагаемого экспорта», – рассказывает директор по развитию бизнеса ЦФО и ЮФО «Российского экспортного центра» (РЭЦ) Григорий Ладышев. По его словам, РЭЦ внедряет единую систему продвижения экспорта, где будут объединены все продукты и услуги для экспортеров, так как практика показала, что точечные меры малоэффективны. Ростовская область стала партнером РЭЦ в 2018 году.
«Малым и средним предприятиям сложно конкурировать не объединяясь – как на внутренних рынках, так и на внешних. Поэтому движущей силой роста экспорта, в том числе, должна стать кооперация», – заключает Виктор Гончаров. По его словам, все предложения, полученные от бизнеса на региональном форуме «День экспортера», будут переработаны в поручения губернатора ведомствам, отвечающим за ВЭД.