На Кубани первые агроклассы появились пару лет назад. // Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Поделиться
Сегодня агроклассы внедряют в качестве эксперимента, в том числе и в южных регионах. Яркий пример - проекты Кубани и Ставрополья. Только эксперты пока сомневаются, что создание профильных классов сможет изменить в лучшую сторону ситуацию с кадрами в АПК.
Сельхозработники ушли на пенсию
Рост производства продукции АПК в РФ с 2000 года вырос на 87%, отметили спикеры форума «Русское поле», который завершился ранее в Татарстане. Еще год назад в Минсельхозе заявили, что дефицит кадров в сфере АПК достиг критических показателей — в 2023 году из отрасли ушли 200 тыс. человек. Часть из них ушли на пенсию, на сельхозпредприятиях трудятся самые возрастные сотрудники, часть — перешли в другие сферы. Всего же в АПК сегодня работают свыше 6 млн человек, 85% которых представители рабочих профессий.При этом в министерстве отмечают, что заработные платы в отрасли ниже, чем в других сферах. Мотивировать молодежь идти работать на сельхозпредприятия пока не получается. Борьбу с кадровым голодом в Минсельхозе предлагают начать с сельских школ, где в скором времени активно начнут открывать аграрные классы. Где-то такой эксперимент уже запущен.
О своем опыте в ходе форума рассказали представители принимающей стороны. В Татарстане с 2022 года проект реализуют компания «Агросила» совместно с Казанской государственной академией ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана и Казанским государственным аграрным университетом в рамках программы развития сельских поселений республики.
Поделиться
Аграрные классы в Татарстане. //Фото: tatar-inform.ru
Как рассказали инициаторы проекта, учебная программа профильных классов подразумевает четыре цикла для учеников с 7 по 10 классы включительно. Раз в неделю в школах проходят дополнительные занятия с преподавателями аграрных вузов. Учащиеся агроклассов также занимаются научно-исследовательской работой и посещают сельхозпредприятия.
Пилотные проекты в школах Юга
Идею воспитания кадров для южного АПК со школьной скамьи ранее поддержал Владимир Путин. Весной в ходе рабочего визита на Ставрополье он заявил, что, в первую очередь, такие классы должны появиться в сельских школах.К слову, с 1 сентября этого года в крае уже запускают проект «Агрокласс». По словам министра образования региона Марии Смагиной, старшеклассники, выбравшие данный профиль, смогут целенаправленно подготовиться к поступлению в аграрные вузы и колледжи.
«В 2024/25 учебном году в крае запланирована реализация пилотного проекта "Агрокласс" в общеобразовательных организациях Александровского, Изобильненского, Кировского, Кочубеевского, Шпаковского муниципальных округах и города Невинномысска Ставропольского края. Министерством образования совместно с Аграрным университетом разработан проект "дорожной карты" по реализации проекта», — рассказала ставропольский министр.
Мария Смагина добавила, что в ходе проекта ученики смогут посетить ведущие сельхозпредприятия края, узнать о последних агротехнологиях и современной технике. Школьникам предстоит также подготовить исследовательские работы по животноводству, растениеводству, цветоводству и т.д.
На Кубани аграрные классы стали запускать в качестве эксперимента еще пару лет назад. Тогда одними из инициаторов выступил Северо-Кавказский федеральный университет, следом подключились местные предприятия АПК. А в конце мая 2023 года губернатор Вениамин Кондратьев заявил, что Краснодарский край и компания «Иннопрактика» совместно будут развивать аграрное образование в регионе.
«Принимая во внимание дефицит специалистов в области аграрной науки и индустрии, «Иннопрактика» реализует проекты «Агроклассы 2.0» и «Иннагрика», направленные на подготовку мощного кадрового резерва для АПК. Администрация Краснодарского края поддерживает проекты в области аграрного образования и внедрения инноваций АПК», – прокомментировал достигнутые договоренности директор дирекции развития агро- и биотехнологий компании «Иннопрактика» Владимир Авдеенко.
Уже в этом году министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева, выступая на одной из площадок Московского международного салона образования, сообщила, что на Кубани сегодня создана сеть профильных классов агротехнологической направленности. Она включает 133 агрокласса в 80 школах, где около 1,5 тыс. старшеклассников углубленно изучают химию, биологию, физику, математику и информатику.
Поделиться
Кубанский министр представила на одной из площадок Московского международного салона образования проект по созданию агроклассов в регионе. // Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края. Однако в данном случае речь идет о начале подготовки высококвалифицированных кадров. Вакансии доярок и трактористов при этом закрыть вряд ли получится.
Так, владелец нескольких сельхозпредприятий в Краснодарском крае, Адыгее и в Ростовской области Александр Пискун считает, что новая инициатива Минсельхоза выглядит в большей степени неким популистским шагом. По словам предпринимателя, нужно начинать с работать с родителями, а не с детьми.
«Никакой пользы для сельской местности новые инициативы министерства в основной своей массе не принесут. В этом плане надо работать не с плодами, а с растениями — то есть, с детьми, когда они еще формируют свою психику и т.д. А здесь надо продумать комплекс мероприятий. Вернуть престиж таким профессиям будет сложно. На мой взгляд, надо поработать и над аккредитацией аграрных учебных заведений. Дети туда приходят, учатся, сдают экзамены, но на выходе не являются специалистами», — говорит Андрей Пискун.
Системный кризис во всех отраслях
По мнению кандидата социологических наук, сотрудника Школы антропологии будущего РАНХиГС, сотрудника Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» Елены Лопатиной, в связке «из отрасли уходят люди — откроем агроклассы» не хватает многих звеньев.«Если есть проблема массового увольнения людей, то, вероятно, причина кроется в том, что вакансии не выдерживают конкуренции с другими предложениями на рынке труда. Или так: наши соотечественники могут получать больше — и заработной платы, и достойных условий труда и т.д., выбирая другие профессии и виды деятельности. И, собственно, в образовании мы к этому и стремимся, — рассуждает эксперт. — Наши образовательные программы, наш ФГОС задает высокий стандарт образования. Ребята могут быть успешны в более сложных типах деятельности, в которых больше возможностей создавать и проявляться, и меньше рутины».
Елена Лопатина считает, что в сложившейся ситуации стоит делать ставку на цифровизацию отрасли. В числе удачных примеров собеседница называет множественные разработки «Ростсельмаша» совместно с ДГТУ, появление в средних и высших образовательных учреждениях специальности «цифровой агротехнолог», создание маркетплейса запчастей для техники Scanros и т.д.
«Что касается открытия профильных классов, то прежде всего здесь стоит ответить на вопрос: каких результатов и какого эффекта мы от этого ожидаем? Единственный точный результат, который может быть, это углубленное изучение ребятами отдельных дисциплин, ведь профильный класс предполагает определенный учебный план, — говорит кандидат социологических наук. — Получим ли мы результат в виде поступления ребят на сельскохозяйственные специальности? Этого мы гарантировать не в силах, поскольку это может быть скорее эффектом такой меры. Регулятор обычно дополнительно управляет поступлением за счет целевого распределения, перезачета дисциплин и других привилегий продолжения обучения по профилю. Но эти меры по-прежнему не гарантируют нам того, что через 7-9 лет, получив образование и попробовав себя в профессии, человек в ней останется».
Кадровый голод на сегодняшний день наблюдается не только в АПК, а в любой отрасли, напоминает гендиректор ООО «Зерно-Трейд» Алексей Едуш. И масштаб проблемы в дальнейшем будет только увеличиваться.
«У нас сейчас молодежь, проживающая в селе, хочет как можно скорее перебраться в город. Школьники хотят стать блогерами, а не зоотехниками, ведь престиж работника в сфере АПК сведен к нулю. Сейчас нам не хватает кадров и мы срочно начинаем создавать профильные классы, но это своего рода перегибы. Лет 10-15 назад у нас все институты были заполнены юристами и бухгалтерами. Где сегодня все эти специалисты? Нельзя постоянно перескакивать с одного на другое, должна быть проведена планомерная, системная работа. Нехватка кадров в АПК - проблема глобального масштаба. Создание аграрных классов - хорошая инициатива, но она не исправит ситуацию», — комментирует «Эксперту Юг» руководитель компании.
Привлечь людей в сферу АПК, по мнению собеседника, помогут высокие заработные платы, в противном случае у молодых специалистов не будет стимула работать. Предприниматель подчеркивает, что у людей в целом пропала мотивация работать, и с этим нужно бороться.
«Я с трудом могу представить, как можно мотивировать сегодня работников сельского хозяйства, кроме высоких зарплат. Но если значительно поднять зарплаты, это сильно повлияет на себестоимость продукции, которая уже и так заметно выросла в цене. Это замкнутый круг, системный кризис. И мы наблюдаем его во всех отраслях. Можно даже сказать, что мы вошли в глобальный кризис», — рассуждает Алексей Едуш.
Эксперт добавил, что в сложившейся ситуации стоит делать больший упор на автоматизации труда в сфере АПК: трактор уже должен ехать по полю сам - других вариантов нет. Найти людей на такую работу становится все сложнее. Но и это лишь одна из вариантов, который не способен решить проблему полностью, также, как и профильные классы.