На сегодняшний день Ростовской области закуплены суда «Валдай». // Фото: donland.ru
Поделиться
Параллельно с этим в Госдуме прошло совместное с Российским Союзом туриндустрии заседание рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма. Собравшиеся на мероприятии депутаты, бизнесмены из разных регионов констатировали, что несмотря на очевидные изменения в отрасли, проблем в этом направлении остается еще довольно много.
Эксперты подчеркивают, что развитию водных пассажирских перевозок и речному туризму зачастую препятствуют одни и те же факторы: нехватка флота, обмеление главных водных артерий и полуразрушенные причалы.
Главные реки не связывают города России
В течение 2023 года вопрос о развитии речного транспорта поднимался на высшем уровне неоднократно. Так, президент Владимир Путин поручил Правительству РФ заняться разработкой сети пассажирских перевозок по внутренним водным путям.Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин на выездном совещании, посвященном развитию пассажирского речного сообщения, напомнил, что 16 регионов России находятся на Волге, но до сих пор нет водного сообщения между Астраханью и Волгоградом, Волгоградом и Саратовом, Саратовом и Самарой.
«Мы - второе государство в мире по количеству рек, которые соединяют города, населенные пункты. Нам необходимо возрождать внутрирегиональное и межрегиональное пассажирское речное сообщение не только в бассейне реки Волги, но и на других реках», — подчеркнул председатель Госдумы.
Но несмотря на громкие заявления представителей власти, регионы напоминают о невозможном быстром возрождении речных перевозок, почти полностью утерянных в стране за последние десятилетия.
Алексей Волоцков, депутат Госдумы, член комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры, в беседе с «Экспертом Юг» добавил, что трудности возникают, в первую очередь, из-за нехватки флота. Когда-то этот вид транспорта посчитали нерентабельным и решили от него отказаться, поэтому сейчас приходится все возрождать с нуля.
Поделиться
По мнению Алексея Волоцкова, в России постепенно "отходят" от дорог в сторону водных объектов. // Фото: социальные сети парламентария«Сейчас это стало приоритетным направлением в масштабах страны. Мы наблюдаем сегодня уход от дорог в сторону водных объектов, которые необходимо развивать. Это касается как речных пассажирских перевозок, так и грузовых. Восстанавливается это поэтапно: мы уже видим подвижки в этом направлении в Москве, в регионах Среднего Поволжья, где между городами созданы грамотные речные маршруты, — комментирует парламентарий. — Второе направление - возрождение пассажирского речного флота. Работы ведутся и в Татарстане, и в Нижнем Новгороде, и в Астрахани. Предприятия уже осуществляют переход от опытных образцов к серийному производству».
По словам Алексея Волоцкова, сегодня появляется все больше инвесторов, готовых вкладывать деньги в эту сферу. Кроме того, такие компании могут вернуть 25% от утилизационного сбора, напоминает депутат.
Однако эксперты подчеркивают, что проблемы возникают не только из-за отсутствия флота, а их решение требует комплексного подхода. Такие мысли озвучил ранее заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе РФ, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Он подчеркнул, что сегодня необходимо проводить в регионах дноуглубительные работы и обустраивать причальные стенки.
Круизы на Юг популярны, но есть сдерживающие факторы
Тема водных пассажирских перевозок тесно связана и с развитием туристической отрасли. Правда, здесь есть свои нюансы. В целом специалисты наблюдают ажиотаж на речные круизы, но в масштабах страны ситуация выглядит неоднозначно.Представители круизной отрасли часто говорят, что их сфера деятельности напрямую зависит от экономического состояния страны - в случае снижения платежеспособности населения уменьшается спрос на такие рейсы. Для пассажиров на первый план теперь выходят не маршрут и вид судна, а стоимость билета.
Спрос на южные направления сохраняется на уровне прошлых лет, делится наблюдениями заместитель генерального директора по развитию компании «ВодоходЪ» Илья Суховольский. По его словам, на начало марта динамика продаж круизов на Юг к аналогичному периоду прошлого года составляет +20%. Если продажи круизов на южные направления пойдут так же хорошо и дальше, то есть шансы превысить по пассажиропотоку прошлогодний результат и отвести на Юг на теплоходах компании более 15 тыс. круизных туристов. И это несмотря на то, что количество судозаходов в южные города (Волгоград, Астрахань, Ростов-на-Дону, Таганрог, станица Старочеркасская, станица Романовская) в 2024 году меньше на 9 (111 к 130), пояснил собеседник.
Поделиться
Илья Суховольский рассказал, что из-за обмеления рек возникают сложности с судозаходами на многих причалах. // Фото предоставлено собеседником«Сокращение количества круизных рейсов на Юг связано с рядом объективных причин, в частности, с прохождением шлюзов Городецкого гидроузла. Затруднительно спланировать частоту рейсов из-за сокращенного графика попуска воды - раз в 3 дня. На Юг теплоходы проходят еще в более-менее свободном расписании, а вот обратно приходится подстраиваться под даты попуска воды в шлюзах, что неудобно и нерентабельно, — отмечает в беседе с “Экспертом Юг” Илья Суховольский. — Еще одним сдерживающим фактором для речных путешествий на Юг страны являются ограничения для мультимодальных поездок. Например, из-за закрытых аэропортов нет возможности разделить длительный круговой круиз Москва — Ростов-на-Дону — Москва (21 день) на более короткие маршруты Москва — Ростов-на-Дону или Ростов-на-Дону — Москва».
Заместитель гендиректора по развитию компании «ВодоходЪ» рассказал, что из-за обмеления рек возникают сложности с судозаходами на многих причалах: на Волге — Чебоксары, Свияжск, Болгары, Тетюши, Волгоград, на Дону — Романовская, Ильёвка. Цветение воды в июле-августе делает невозможным подходы на зеленые стоянки в Усовке, Ильёвке и Никольском.
«После строительства плавучего причала в морском порту Таганрога с 2023 года компания имеет возможность формировать круизные маршруты с выходом в море. Раньше в Таганрог туристы доставлялись автобусами из Ростова-на-Дону, теперь есть прекрасная возможность посещать старинный город с воды. В прошлом году в Таганрог зашли три теплохода компании с общим пассажиропотоком 382 туриста. В 2024 году планируем 4 круиза с посещением морского порта Таганрог - план по туристам - 790 человек», — говорит представитель компании.
При этом представители круизных компаний зачастую заявляют об отсутствии инфраструктуры и сервиса “на берегу”, что может привести к потери клиентов. К примеру, девять городов на Волге в пиковые даты не в состоянии обеспечить всех круизных пассажиров подходящими туристическими автобусами.
Есть и другие сложности, с которыми сталкиваются компании. «Существующие механизмы господдержки строительства пассажирских (круизных) судов эффективно работают и помогают строить новый флот, но в основном это теплоходы класса комфорт и люкс, а 70% туристов выбирают путешествия на теплоходах с уровнем сервиса, соответствующим отелю категории 3*, так как именно этот класс теплоходов наиболее доступен по цене. Это основной круизный пассажир на внутреннем рынке», — резюмирует Илья Суховольский.
В целом развитие речного транспорта в России находится сейчас на начальном этапе - отечественных судов на речных маршрутах представлено крайне мало. Практически отсутствуют и теплоходы российского производства, за исключением «Петра Великого», «Мустая Карима», теплоходов «Сура» и нового судна «Золотое кольцо». В этом году в Астраханской области спустят на воду лайнер «Владимир Жириновский», строительство которого завершается на заводе «Лотос». Показатели пока скромные, но для изменения ситуации нужны время, комплексный подход и крупные инвестиции в отрасль.