86 92 12

На всех парусах: почему на Юге стали активно развивать яхтенную инфраструктуру и что этому мешает

1335
7 минут

Регионы Юга России заявили о желании развивать на своей территории яхтенную инфраструктуру. Подобные планы уже успели озвучить власти Краснодарского края, Дагестана и других субъектов федерации. При этом сроки реализации проектов пока весьма размыты, а эксперты отрасли говорят об острой нехватке современной яхтенной инфраструктуры не только на Юге, но и стране в целом.

На всех парусах: почему на Юге стали активно развивать яхтенную инфраструктуру и что этому мешает

В России обострилась проблема нехватки марин. // Фото предоставлено Александром Амплеевым
Поделиться
В мае о намерении создать яхтенную инфраструктуру на территории Каспийского прибрежного кластера, сообщили в Российском союзе туриндустрии. Однако власти Дагестана о каких-либо конкретных планах говорить пока не спешат. В правительстве Республики «Эксперту Юг» подтвердили желание реализовать такой проект на Каспии, но более подробную информацию на этот счет в регионе готовы предоставить позднее.

То, что регионы Юга заинтересованы в этой направлении вполне объяснимо: эксперты отмечают, что в стране наблюдается острая нехватка марин и сервисных центров по обслуживанию яхт. Однако создание полноценной яхтенной инфраструктуры - дело затратное. К тому же, стоит учитывать множество нюансов.

От Волги и Балтики до Дальнего Востока и Арктики

Дагестан – не единственное место на Юге, официальные представители которого в последнее время успели заявить о начале развития яхтенной инфраструктуры. Так, на берегу Черного моря, в Большом Сочи, рассчитывают создать сразу четыре марины

Общий объем инвестиций в проект оценивается в 500 миллиардов рублей. Впрочем, «отбить» столь серьезные затраты будет возможно уже в течение 5-8 лет. В этом уверена председатель совета директоров группы компаний «Альянс Марин Девелопмент» и вице-президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин Ольга Шебзухова.

По ее мнению, интерес к развитию новой для страны отрасли вызван целенаправленной работой федеральных властей в этом направлении. Концепция развития инфраструктуры яхтинга в России была разработана еще в 2021 году. С тех пор регионы углубленно прорабатывали вопросы позиционирования подобных объектов.

Марины в Сочи.jpeg
Поделиться
Проект «Коста-марины» - одного из четырех объектов яхтенной инфраструктуры, которые должны появиться в Сочи. // Иллюстрация: альянсмарин.рф

«Эти процессы велись параллельно на разных акваториях. Это и Черноморское побережье, и Волга, и Арктика, и Дальневосточный регион, и Балтика, — объясняет Ольга Шебзухова в разговоре с корреспондентом «Эксперта Юг». — На сегодняшний день документация и аналитика находятся в таком состоянии, что обоснование некоторых экономических моделей стало очевидно для девелоперского и туристического бизнеса».

Создание морской инфраструктуры как толчок к развитию региона

Рассуждая о возможном создании яхтенной инфраструктуры в Дагестане Шебзухова отмечает, что ее появление даст толчок к развитию морского туризма на юге и центральной части страны.

«Российской Федерации представляет собой связанные водные маршруты. Например, Черное море, Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа, Новороссийск и так далее. Туристы, которые отдыхают в этих городах, либо местные жители, имеют возможность взять на прокат яхту, либо отправиться в путешествие круизом. Например, на Каспий — через Азовское море, реки Дон и Волгу, останавливаясь в интересных городах, выходя, прогуливаясь и ночуя в каютах яхты. Соответственно, если инфраструктура водного туризма появится на Каспии, то флот сможет храниться и обслуживаться именно там. Соответственно, туристы из Дагестана смогут отправиться в путешествие по Волге», — объясняет преимущества реализации проекта собеседница.

Создание морской марины повлечет за собой не только всплеск туристической активности, но и развитие целого региона, резюмирует Ольга Шебзухова. При этом построить такой объект можно путем модернизации существующей портовой инфраструктуры. Возведение марины с нуля будет строить дороже. Но на помощь потенциальным инвесторам здесь приходят всевозможные федеральные программы и льготное софинансирование. Окупить затраты возможно благодаря развитию всего туристического кластера.

Современных марин в России нет

Яхтсмен-любитель Александр Амплеев считает, что возросший интерес к развитию яхтенного направления в России напрямую связан с текущей внешнеполитической ситуацией.

«На фоне санкционного давления, некоторые владельцы яхт, по понятным причинам, сегодня не могут выехать за границу. Поэтому проблема нехватки марин и сопутствующей инфраструктуры в России заметно обострилась. Имеющихся объектов уже явно недостаточно. Есть множество причалов, куда могут подплыть маломерные суда. Но более крупную яхту туда уже не пришвартуешь. Есть морские порты, но эта история также связана с множеством действующих в настоящее время ограничений. Туда пустят далеко не любую яхту, если вообще пустят», — говорит яхтсмен.

яхты закат.jpeg
Поделиться
На Черноморском побережье не хватает 10 тыс. парковочных мест для морских судов различного типа. // Фото предоставлено Александром Амплеевым

Современная морская марина представляет из себя целый комплекс сооружений и объектов, направленных на хранение, обслуживание, эксплуатацию плавсредств, а также набережные, рестораны, гостиницы, инфраструктуру для персонала и экипажей судов. В России на сегодняшний день таковых нет, говорит Ольга Шебзухова.

«Сочинская «Гранд-марина» обладает ограниченным функционалом - она трансформирована из существующего порта. При этом согласно исследованию, которое провела группа компании «Альянс Марин Девелопмент», на Черноморском побережье имеется потребность в создании 10 тысяч парковочных мест для морских судов различного типа», — добавляет эксперт.

Еще одна проблема, на которую обращают внимание представители отрасли – отсутствие сервисов обслуживания для яхт. На Черноморском побережье имеется лишь несколько подобных объектов, отвечающих современным требованиям. На это сетует генеральный директор ООО «Марин-сервис» Евгений Левкун.

«Вопрос технического обслуживания лодок стоит очень остро, — подчеркивает он. — Есть достаточно небольших частных и серых фирм, которые занимаются сервисом за относительно небольшие деньги. Но качество таких работ нередко вызывает сомнения. Кто будет отвечать, если вдруг с яхтой что-то случится в море? В нашу работу включены затраты на аренду, транспортные расходы, заработную плату сотрудников. По этой причине обслуживание судов у нас выходит несколько дороже. Но мы берем на себя ответственность и отвечаем за качество. Поэтому при проектировании и создании новых марин необходимо обязательно учитывать наличие сервисных площадок».

Сколько стоит марину построить?

Стоимость реализации таких проектов всегда варьируется. Если на создание четырех марин на Черном море власти и частный бизнес планируют направить до 500 миллиардов рублей, то в Татарстане в такой объект готовы вложить 20 миллиардов. Все зависит от сопутствующей инфраструктуры и наличия возводимых гидротехнических сооружений.

Для строительства марины необходима большая территория. Кроме этого для ее создания подойдет не всякий прибрежный грунт, делится мнением Александр Амплеев.

«Соответственно, мы упираемся в бюрократический вопрос, связанный с оформлением земельного участка. Морская марина должна обладать заправочной инфраструктурой для яхт. А это уже вопрос экологии», — обращает внимание на наличие возможных трудностей при реализации инвестпроектов яхтсмен.

Ольга Шебзухова добавляет, что существует еще целый ряд нерешенных пока проблем. Так, по ее словам, в России до сих пор нет четкого законодательного определения понятиям «яхта» и «марина».
На эту тему
Яхтингу быть: на создание четырех марин в Сочи направят 500 млрд
Поделиться

«Сейчас ведется аналитика как раз по поиску вот таких проблемных мест, — продолжает эксперт. — Имеются сложности при проектировании марин, так как это не дизайнерская история, а в первую очередь сложное инженерное и техническое сооружение. Но при этом гидротехники должны работать совместно с архитекторами и технологами. А это достаточно редкие специалисты в нашей стране. Поэтому при создании новых объектов сейчас очень важно привлекать тех экспертов, которые имеют опыт строительства и проектирования серьезных градообразующих объектов в береговой зоне туристического профиля, а также обладают необходимыми компетенциями в гидротехнике».

Добавим, что Россия занимают второе место в мире по покупке яхт. По данным на 2021 год яхтингом в нашей стране занималось порядка 16 тысяч человек. А количество полноценных судов, которым требуется сервис яхтенных марин, составил около 380 тысяч единиц. На фоне начала развития сопутствующей инфраструктуры и судостроительной отрасли внутри страны это число явно будет увеличиваться.

При скоординированной работе всех заинтересованных участников процесса к 2030 году Россия может получить новую капиталоемкую отрасль, которая будет стимулировать рост внутреннего туризма и развитие отдельных территорий и целых регионов, уверены эксперты.
0
4
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .