По словам Гюнай Видади кызы Абиловой, директора Международной Школы БРИКС+, сегодня в вузах стран БРИКС получают образование 30% студентов из 200 млн учащихся всех университетов мира. // Фото предоставлено экспертом
Поделиться
На рубеже XX-XXI веков все страны БРИКС наряду с укреплением конкурентоспособности рыночной экономики, стали уделять больше внимания развитию науки, техники и образования. Очевидно, что качество и направленность подготовки специалистов во многом зависит от выбранной модели образования.
Модели образования в странах БРИКС
В Индии в середине ХХ века было создано 6 политехнических университетов, 550 технологических и свыше 1100 технических колледжей. В 1980-е годы страна развивалась под лозунгом «информатизация введет Индию в XXI век». Индийцы вложили большие финансовые и материальные средства в подготовку ИТ-кадров, выделив ИКТ в качестве приоритетной специализации. С начала 2000-х руководство страны поставило цель ежегодно увеличивать численность программистов на 60 тыс., чтобы к концу первого десятилетия подготовить более миллиона программистов. Индийское правительство активно инвестирует в создание «силиконовых долин» на базе технологических университетов, которые становятся центрами производства многих современных программных продуктов. В тоже время политика концентрации средств на развитии отдельной специализации, пусть и очень востребованной в мире, в ущерб другим уровням и звеньям образования, ведет к углублению социальных, экономических и культурных контрастов в индийском обществе. Неудовлетворенность качеством образования приводит к тому, что индийская молодежь зачастую выбирает учебу за границей. Благодаря двум преимуществам — владению английским языком и активному участию в рынке разделения труда, выпускники индийских вузов и профессиональных колледжей легко находят работу внутри страны и за рубежом.Английский язык также является основным языком обучения в ЮАР, что позволяет вузам страны использовать современные программы обучения, реализуемые в западных странах. Благодаря этому преимуществу вузы ЮАР легко включились в гл.обальное образовательное пространство и обеспечили своим выпускникам, как и в Индии, высокую трудовую мобильность. В то же время в ЮАР сохраняется комплекс социально-расовых проблем.
Бразилия лидирует в Латинской Америке в области научно-технической модернизации. Система высшего образования Бразилии стремительно растет. Как и в ЮАР, на данном этапе наибольшую актуальность здесь приобретает задача повышения уровня образованности молодого населения страны в целом. Также важной задачей является создание условий для равного доступа молодежи к высшему образованию. В настоящее время 75% студентов страны учится в частных вузах. При этом в государственных вузах Бразилии, где качество обучения выше, более половины студентов — выпускники частных средних школ. Таким образом, бенефициантами бесплатного сектора высшего образования становятся в первую очередь дети обеспеченных родителей. Это — один из аспектов многолетней дискуссии в Бразилии о проблеме справедливого доступа к качественному образованию подростков из разных социальных слоев.
Что касается Китая, то образовательная политика КНР направлена на то, чтобы придать массовому высшему образованию профессиональный характер, и одновременно обеспечить ведущим вузам высокую международную конкурентоспособность в сфере обучения, научных исследований и проектных работ. В сектор элитного образования вошли университеты, финансируемые из госбюджета и объединенные в специальные программы развития. Их миссия — подготовиться к вызовам глобальной информационной и новой технологической революции. Китай стремительно превращается в страну, аккумулирующую и применяющую наиболее передовые технологии. КНР планирует достичь в ближайшие годы лидерства в мировом экономическом пространстве, а для этого необходимо исключить опасность возможных технологических санкций со стороны конкурентов из развитых стран и создать собственную инновационную знаниевую экономику. Используя собственные интеллектуальные ресурсы к 2050 году КНР планирует стать мировой державой высшего образования.
Тенденции образовательных процессов
Краткий обзор состояния развития высшего образования стран БРИКС позволяет определить некоторые общие тенденции и характеристики.Доля молодых людей в возрасте 17-24 лет, поступающих в вузы, неуклонно растет, однако разрыв в показателях чрезвычайно велик. Россия занимает одно из ведущих мест в мире по развитию третичного образования, частью которого является высшее образование. В Бразилии и КНР высшее образование уже стало массовым, остальные страны БРИКС только приближаются к этому порогу. По общей численности вузовских студентов страны БРИКС обогнали США и объединенные университетские системы стран ЕС. Только в вузах КНР и Индии обучается более 50 млн человек. Присовокупив 7,5 млн студентов Бразилии, 5,5 млн студентов России и около 1 млн студентов ЮАР мы получим в общей сложности почти 64 млн студентов — свыше 30% от 200 млн общей численности студентов всех университетов мира. По некоторым прогнозам, количество выпускников китайских вузов в возрасте от 25 до 34 лет вырастет на 300% к 2030 году, тогда как прогнозируемый рост в Европе и США составляет 30%. Одним из важных последствий масштабного увеличения численности специалистов из азиатских стран в общей мировой интеллектуальной копилке может стать распространение влияния восточных мировоззрений, ценностей и уклада жизни.
Нельзя не отметить, что наряду с огромными успехами в сфере высшего образования стран БРИКС проявляются некоторые тревожные и негативные тенденции. Несоответствие качества, номенклатуры специализаций высшего образования требованиям рынка труда и карьерным запросам выпускников вузов приводит к повышенному уровню молодежной безработицы. В некоторых странах БРИКС уже начались структурные реформы высшего и среднего профессионального образования. Системы образования приводятся в соответствие с потребностями новых технологий, меняются традиционные методики и технологии обучения. Страны БРИКС непрерывно наращивают темпы и догоняют лидеров в сфере высшего образования. Пока, главным образом, по количественным параметрам, но некоторые из них делают большие и успешные шаги для сокращения технологического отрыва от развитых стран Запада.
В этой связи построение сравнительной картины развития высшего образования позволяет не только выявить сходство и различия ситуаций, но и показать разные пути достижения желательных результатов, а также определить, какие факторы могут быть задействованы как движущие силы интенсификации развития и взаимодействия образовательных систем стран БРИКС.
С учетом лучших практик стран БРИКС можно сформулировать ряд рекомендаций по развитию сквозной системы подготовки кадров в странах БРИКС и России в частности:
- совместная поддержка конкуренции на рынке образовательных услуг: поддержка разнообразных образовательных форматов, платформ, снижение барьеров по обмену образовательными практиками. Поддержка форматов дистанционного обучения, включая прорывные направления переподготовки кадров;
- разработка и введение совместных методических рекомендаций, направленных на решение типовых проблем в области подготовки кадров стран БРИКС (внедрение модели дуального образования, создание центров компетенций Worldskills и др.);
- тиражирование практик работы с детьми школьного возраста: ранняя профориентация, вовлечение в подготовку детей по прорывным компетенциям будущего и т.д. Поддержка вовлечения детей в практику международных проектов;
- поддержка и распространение зарекомендовавших себя образовательных программ для лиц, принимающих решения, лидеров мнений, будущих лидеров новых экосистем;
- содействие корпоративному обмену практиками в сфере подготовки кадров: обобщение и тиражирование лучшего опыта частного сектора по подготовке кадров для развития.
Следует отметить, что международная программа «подготовки кадрового резерва со школьной скамьи в странах БРИКС», открытая в Международной школе основного и дополнительного образования БРИКС+ при поддержке Россотрудничества является перспективным инструментом профориентационной подготовки школьников и инновационного развития систем профессионального образования.
Участники программы будут интегрированы в проектную среду, свободную от санкционных ограничений и типизированных прозападных учебных практик. Внедрение новой образовательной международной программы позволит не только сформировать круг заведомо лояльных российскому внешнеэкономическому курсу зарубежных специалистов, но и подготовить российских молодых предпринимателей, адаптированных к новой модели деловых международных отношений.