Развитие Ростовской агломерации — одна из главных тем повестки правительства Ростовской области в последние годы. Ещё в 2012 году был создан Координационный совет при правительстве Ростовской области по взаимодействию в формировании и развитии Ростовской агломерации и разработана схема территориального планирования агломерации. Предлагаем вашему вниманию 5 ключевых материалов о том, какие вызовы ждут Ростовскую агломерацию в ближайшие годы.
1. Образ ростовской агломерации осложняют дисбалансы
Аналитический центр «Эксперт ЮГ» провёл исследование агломерационных эффектов на территории Ростовской агломерации. Мы поставили перед собой два основных вопроса: 1. Каков социально-экономический эффект от концентрации населения и экономической деятельности в Ростовской агломерации? 2. Насколько в целом территория Ростовской агломерации сбалансирована? Какие города и районы являются точками роста Ростовской агломерации за исключением её ядра?
Общие выводы исследования таковы: агломерационный эффект в Ростовской области работает, как макрообразование агломерация концентрирует в себе ключевые региональные рынки. Но сама территория агломерации крайне несбалансированна. Причем эту несбалансированность создаёт не Ростов-на-Дону, а его наиболее успешные города-спутники. В Ростовской агломерации появились свои победители и аутсайдеры вне Ростова. И задача властей — выравнивать эти дисбалансы. Подробнее об этом читайте в материале «Эксперт Юг».
2. Ростовской агломерации нужен эффект масштаба
Главный вызов для Ростовской агломерации — научиться привлекать федеральные ресурсы, в том числе население. А для этого нужно не просто присоединить к Ростову Аксай и Батайск, но и научиться синхронизировать развитие ряда городов и районов.
Тема развития агломераций, которой много лет призывали заняться бизнес и эксперты, в течение последнего года пришла в движение. Стратегия пространственного развития России до 2025 года дала теме идеологическую базу — именно от агломераций страна ждёт экономического роста. Ростовская агломерация заявлена в документе как третья по численности населения после Московской и Санкт-Петербургской — в её ареале живут и работают 2,4 млн человек. Законодательное собрание Ростовской области рассматривает законопроект о создании агломераций (прошёл второе чтение), принят закон о статусе столицы Ростовской области, по которому Ростов получает новые возможности. Ещё один повод — в январе создана рабочая группа для рассмотрения вопроса о присоединении к Ростову Аксая и Батайска. А команда ростовских управленцев под руководством министра экономического развития региона Максима Папушенко осенью выиграла Гран-при федеральной образовательной программы РАНХиГС «Лидеры изменений» с проектом «Ростов-на-Дону — первый мегаполис юга России». В проекте, в частности, говорится о том, что население Ростовской агломерации за 10 лет может вырасти до трёх млн человек, если выстроить миграционную и экономическую политику (см. интервью одного из авторов проекта, генерального директора Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игоря Буракова. Проект обозначает одну из главных целей управления развитием Ростовской агломерации — она должна наращивать население и привлекать миграционные потоки не из области, а из страны в целом и со всего мира. Для Ростовской агломерации этот вопрос стоит наиболее остро — она практически не растёт, особенно в сравнении с соседней Краснодарской. Подробнее об этом читайте в материале «Эксперт Юг».
3. Для инновационного прорыва ростовской агломерации не хватает жителей
Для формирования инновационной экономики плотность населения в агломерации должна быть не менее 200 человек на один квадратный километр, сообщил на общественном обсуждении областного закона «О развитии агломерации» министр экономики Ростовской области Максим Папушенко. Он сослался на мнение экспертов-урбанистов. В Ростовской агломерации этот показатель составляет 147 человек на кв. км, при совокупном населении в 2,65 млн человек. По словам Папушенко, преодолеть это отставание позволит «умная миграция» и естественный прирост населения.
В Ростовскую агломерацию входят Азов, Аксай Таганрог, Новочеркасск и Ростов. Закон «О развитии агломерации» — это рамочный документ, который принимается для того, чтобы несколько городов имели возможность заключать межмуниципальные контракты, объединять ресурсы, например, для строительства дорог или социальных объектов. Также закон «О развитии агломерации» может иметь прикладное значение в формировании тарифов на проезд в общественном транспорте. В будущем стоимость проезда внутри агломерации должна быть на уровне городских маршрутов. Подробнее об этом читайте в материале «Эксперт Юг».
4. Сжимающиеся города юга России: строить или сносить?
Почти 60% городов юга России за последние 15 лет теряли население. Депопуляция пугает власти, городская среда здесь быстро ветшает, но стратегии городов исходят из будущего роста. Планирование в муниципалитетах, которые не будут расти, — ключевая тема на ближайшие годы.
По сравнению с 1989 годом, согласно официальным данным Росстата, уменьшилось население 750 городов России. В большинстве оставшихся также происходят структурные демографические изменения. Несмотря на такую ситуацию, практически вся политика и планирование на местах ориентированы на будущий рост населения. Строительство, а в особенности жилищное строительство сегодня — важный показатель успешного развития городов, и увеличение количества квадратных метров зачастую — главная цель городского планирования. Однако многим российским городам впору искать альтернативные цели и перестать отождествлять своё развитие только с ростом.
Проблему депопуляции российских городов больше невозможно не замечать, потому что даже в благополучных регионах она приводит к масштабным изменениям городской среды и направлений городского развития. Планирование должно переориентироваться на изменение будущих потребностей, необходимость экономии ресурсов и их повторного использования, возможность более гибкого использования и адаптации объектов недвижимости и инфраструктуры. Подробнее об этом читайте в материале «Эксперт Юг».
5. Общественные пространства уходят от «диснейлендов»
Ростовский Центр компетенций по развитию городской среды стал экспертным звеном при реализации программы «Комфортная городская среда». По словам его руководителя Алексея Санина, здесь создали команду проектировщиков, которые специализируются не на ремонтах, а на адаптации пространства к потребностям людей.
В 2017 году Минстрой России вместе с КБ «Стрелка» запустили масштабную федеральную программу «Комфортная городская среда», в рамках которой до 2022 года в российских городах должны быть благоустроены все дворовые территории и ключевые общественные пространства. Бюджет программы только для Ростовской области в 2018 году составил 1,6 млрд рублей, в 2019 году — 2,2 млрд рублей. На Дону в реализации этой программы участвует специальная структура Центр компетенций по развитию городской среды, созданная на базе Региональной корпорации развития Ростовской области. По словам руководителя центра Алексея Санина, такая организация позволяет не завязывать творческие и интеллектуальные процессы на забюрократизированных органах исполнительной власти. За два года центр сумел создать команду урбанистов и организовать технологию, благодаря которой проект не теряет себя при его реализации, как это часто бывает с бюджетными инициативами. Опыт Ростовской области теперь тиражируют и в других регионах. Алексей Санин в интервью «Эксперту ЮГ» рассказал, как центр отбирает проекты общественных пространств, почему малые города гораздо активнее Ростова и как программа «Комфортная городская среда» поменяла рынок благоустройства.