Сегодня головной регулятор рыбоходно-нерестового канала Багаевского гидроузла готов на 60%. Фото: stroytransgaz.ru
Поделиться
«Для гарантированного судоходства строится Багаевский гидроузел, в 2024 году (на эти цели будет направлено) 11,16 млрд рублей с завершением строительных работ», — приводит слова главы региона ТАСС.
Это уже не первый случай, когда в грандиозный проект, стартовавший еще в 2018 году, вносят серьезные изменения. Цена вопроса растет, а сроки реализации переносятся. При этом возведение гидротехнического сооружения по-прежнему считают главным мероприятием в программе оздоровления Дона.
Проект на десятки миллиардов затянулся на несколько лет
Багаевский гидроузел решили возвести, чтобы решить сразу несколько проблем региона: создать необходимые габариты водного пути для полноценного осуществления речных и транспортных перевозок, а также обеспечить жителей питьевой и технической водой.О том, что стоимость проекта увеличится до 36 млрд впервые заговорили в июне этого года. Тогда зампредседателя правительства РФ Виктория Абрамченко, выступая в Совете Федерации, сообщила об увеличении цены контракта. Работы, по словам спикера, планируют завершить к концу 2025 года.
Строительством объекта по-прежнему занимается АО «Стройтрансгаз». Эта компания выиграла аукцион, объявленный Росморречфлотом, и выполнила работы на первом, подготовительном, этапе. Сроки его завершения перенесли на целый год. Затем и сроки реализации всего проекта передвинули с 2020 на 2023 год.
Поделиться
О том, что цена контракта значительно выросла, Виктория Абрамченко сообщила еще в июне этого года. Фото: национальныепроекты.рф
На следующем этапе проект проект затормозили из-за отсутствия подрядчика, которого не удалось найти после двух аукционов. Цена контракта на тот момент составляла 21 млрд рублей.
Единственным участником и, соответственно, победителем следующего конкурса — он прошел в августе 2021 года — стала упомянутая выше компания «Стройтрансгаз». Стоимость предстоящих работ оценили тогда в 27,9 млрд рублей
Директор компании «Ростинпром» Евгений Крашенников не раз слышал критику в адрес проекта сооружения Багаевского гидроузла. Однако на данном этапе, по мнению эксперта, сложно однозначно говорить о негативных последствиях и сопутствующих в ходе реализации трудностях.
«Не находясь внутри ситуации, сложно сказать, почему уже на раз сдвигаются сроки реализации проекта. Могу лишь отметить, что любой проект, к которому подходят предметно, а работа на всех этапах проходит качественно и согласованно, с изначально грамотно подобранными проектными решениями, как правило, не затягивается. Если в ходе реализации не раз вносят серьезные изменения, возникает вопрос: почему так происходит? — комментирует «Эксперту Юг» Евгений Крашенников. — Возможно, изначально были ошибки в техзадании или в процессе реализации заказчики увидели необходимость доработки того или иного решения. Сюда стоит добавить вопрос: была ли изначально обоснована необходимость строительства Багаевского гидроузла? Если работу над проектом начали, значит, была в этом необходимость, но дальше что-то пошло не так».
Спасет ли Багаевский узел Дон от обмеления?
По задумке, «Багаевский гидроузел должен решить проблему обмеления Дона. Такую задачу ставили перед авторами проекта. По их словам, его реализация позволит увеличить глубину реки Дон до 4 метров в нижней ее части, а именно на участке от Кочетовского гидроузла до города Аксай.Как писал ранее «Эксперт Юг», этот участок на сегодняшний день значительно обмелел и не позволяет организовать необходимую пропускную способность судов, а также снижает уровень безопасности условий судоходства. Планируется, что после строительства Багаевского гидроузла озвученные проблемы удастся решить, и в Ростовской области будет налажено речное судоходство.
Однако еще на начальном этапе ряд экологов отнеслись к задумке скептически. На их взгляд, это не только не поможет решить проблему обмеления Дона, но и приведет к ухудшению ситуации в дальнейшем. Так, природоохранные активисты заявляли, что строительство сооружения поспособствует сокращению рыбных запасов. В АО «Стройтрансгаз» в ответ отмечают, что уделяют этому направлению должное внимание.
«В состав рыбохозяйственных сооружений Багаевского гидроузла входят рыбопропускной шлюз и рыбоходно-нерестовый канал, которые позволят увеличить нагульные возможности для молоди и взрослых рыб, что создаст благоприятные условия для развития рыбного хозяйства региона, — говорится на официальном сайте компании-подрядчика. — Рыбоходно-нерестовый канал (РНК) располагается на правом берегу реки Дон и конструктивно состоит из следующих элементов: входной оголовок, тракт РНК, головной регулятор, управляемые искусственные нерестилища с впускными и устьевыми регуляторами и дамба обвалования».
К слову, в этом вопросе есть смежная тема, которая также связана с возведением Багаевского гидроузла, считает глава компании «Ростинпром».
«Сегодня у нас тратятся большие деньги на расчистку русел рек. Однако эффективность этих работ минимальна, поскольку не устранена первопричина обмеления - сброс неочищенных сточных вод. Из-за этого, в том числе происходит заиливание русел, уничтожение экосистемы и т.д. Причем самый большой вред наносят не столько хозяйственно-бытовые сточные воды (их негативное воздействие давно доказано), а неочищенные производственные сточные воды, — рассуждает Евгений Крашенников. — А у нас сейчас всерьез обсуждают вопрос снижения требований к местным производствам. Им могут разрешить сливать в реки после очистных сооружений более грязную воду. В заксобрании региона уже заявляли, что это нужно сделать, чтобы снизить нагрузку на предприятия области».
Эта проблема по-прежнему актуальна, так как, по данным Генпрокуратуры, сегодня до необходимых нормативов очищают не больше 15% сточных вод. И этот показатель в РФ практически не менялся на протяжении последнего десятилетия. При этом эксперт уверен, что нельзя развивать инвестиционную привлекательность региона, не уделяя должного внимания экологической повестке.
«Ряд специалистов считает, что строительство Багаевского гидроузла негативно скажется на нашей реке Дон и, наоборот, усугубит ситуацию с обмелением. Но чтобы делать громкие выводы, нужно провести серьезную экспертизу, собрать исходные данные. Поддерживать или критиковать проект пока преждевременно, поскольку до конца не понятен результат, но на данном этапе вопросов в этой истории больше, чем ответов», — резюмирует собеседник.