Поделиться
Представитель ТАНТК им. Бериева Андрей Сальников от комментариев отказался. По словам источника на авиапредприятии, знакомого с ситуацией, подача исков связана с неоплатой заказа со стороны МЧС на поставку самолетов-амфибий Бе-200. При этом, по словам источника, «это обычное явление в рамках контрактной деятельности», когда, в силу особенностей бюджетного процесса, приходится выбивать деньги через суд. «Они нам не платят, поэтому мы и подаем иски, но ничего серьезного тут нет. С МЧС у нас все нормально, изготавливаем самолеты в рамках заказа», — отметил источник, добавив, что сейчас на предприятии ждут размещение следующего заказа на очередные шесть самолетов для нужд МЧС. «Леса горят, поэтому контракт будет исполнен», — резюмировал источник.
В МЧС РФ оперативно не смогли предоставить комментарий по этому поводу.
Примечательно, что в картотеке арбитражных дел есть иск МЧС России к ТАНТК о взыскании неустойки в размере 236,4 млн рублей «за нарушение сроков исполнения обязательств в рамках госконтракта от 25 мая 2011 No11/247-6300».
Информация по этому контракту есть на сайте Правительства РФ. Он упоминается в Постановлении о внесении изменений в госпрограмму по «Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». Одним из пунктов этой госпрограммы является поставка шести единиц многоцелевого самолета-амфибии Бе-200ЧС для нужд МЧС России и оснащение авиационных подразделений МЧС России современными воздушными судами. В 2018 году на эти цели было предусмотрено 1,45 млрд рублей.
По данным ТАНТК и правительства Ростовской области, стоимость контракта на поставку шести машин, подписанного ТАНТК и МЧС России в 2011 году, составила почти 9 млрд рублей. Машины должны поступить на оснащение авиационно-спасательных центров Сибирского и Дальневосточного региональных центров МЧС. В феврале этого года ТАНТК полностью выполнил госконтракт, передав МЧС России шестой Бе-200.
По словам гендиректора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, любая программа, в рамках которой создается небольшое количество воздушных судов, имеет риски. «Делать фактически штучную продукцию очень дорого и подразумевает множество издержек. Ничуть не лучше ситуация у поставщиков комплектующих, которые также вынуждены работать в низком темпе. Любая техническая проблема у них ведет к срыву сроков. Отсюда высокие темпы роста себестоимости и сложные процедуры пересмотра стоимости сделки», — говорит Пантелеев.
Косвенно эти слова подтверждаются исками ТАНТК к подрядчикам. Например, в марте-апреле таганрогское предприятие подавало их в «Концерну радиостроения "Вега"» (24,7 млн рублей) и к ООО «Цветные металлы и сплавы» (о взыскании стоимости некачественного товара в размере 4,8 млн рублей).
Также, по его словам, в случае с Бе-200, как и с другими самолетами, производимыми в России, есть проблема импортозамещения. Пока Бе-200, как и самолет Ан-148 (производство в Воронеже), комплектуется двигателями Д-436 украинского производства, который украинские власти запретили поставлять в Россию.
Прямых аналогов самолета Бе-200 не существует. Поэтому альтернатив этому самолету и этому поставщику в России просто нет.
ТАНТК им. Г.М. Бериева (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) специализируется на разработке, серийном производстве, модернизации и ремонте самолетов-амфибий и авиационных комплексов специального назначения. Также предприятие выполняет капитальный ремонт самолетов авиации ВМФ России и Дальней авиации российских ВКС. По данным ИАС Seldon.Basis, выручка ТАНТК за 2017 года составила 8,6 млрд рублей, чистый убыток — 1,83 млрд рублей.